Семейство Картеров (The Carter Family) в начале 1950-х

Музыка кантри в 1950-60-е

1950-60е годы ХХ века стали новой эпохой в кантри-музыке. Популярные в конце сороковых направления (вестерн-свинг, хиллбилли-буги, хонки-тонк) набирают всё больше поклонников, приобретают новые элементы звучания (например, под влиянием ковбойских баллад и Техано, музыки юго-западного США и северной Мексики) и в конце концов достигают пика популярности в конце 1950-х. Особенный успех имел хит Марти Роббинса (Marty Robbins) «El Paso», записанный в сентябре 1959 года:

Примерно в это же время формируется новое течение — “фолк-возрождение”, схожее с кантри-музыкой как в инструментах, так по звучанию. Поддержкой со стороны фанатов кантри, однако, исполнители этой волны особенно не пользовались — чего стоит, например, оглушительный провал лидеров фолк-течения “The Byrds” на Grand Ole Opry. А объяснялось всё достаточно просто — политика. Консервативной аудитории кантри были совершенно несимпатичны прогрессивные взгляды большинства музыкантов “фолк-возрождения”, хотя те же “The Byrds” совершенно волшебно звучали вместе с классиком кантри Эрлом Скраггсом (Earl Scruggs):

Некоторым из музыкантов фолк-возрождения впоследствие всё-таки удалось завоевать и кантри-сцену — например, Бёрлу Айвзу (Burl Ives), Джону Денверу (John Denver) и канадцу Гордону Лайтфуту (Gordon Lightfoot). Их успех, впрочем, состоялся уже после того, как само фолк-движение сошло на нет.
Ну а самым заметным явлением в кантри-музыке 1950-х, конечно, следует признать формирование нового поджанра — рокабилли.

Рокабилли-бум в кантри-музыке

Постепенно формировавшийся и пользовавшийся огромной популярностью у любителей кантри начала 1950-х, в 1956 году рокабилли (смесь раннего рок-н-ролла и хилбилли-буги) переживает настоящий бум. Этот год впоследствие назовут “годом Рокабилли” — и не зря. Такие легенды музыки, как Элвис Пресли, Джонни Кэш и Карл Перкинс со своими хитами «Heartbreak Hotel», «I Walk the Line» и «Blue Suede Shoes» просто разорвут респектабельнейший чарт Billboard, заняв, соответственно, 2-е, 3-е и 4-е места:



Джонни Кэш и Элвис Пресли повторят успех спустя несколько лет, завоевав 3-е (с хитом Кэша «Guess Things Happen That Way/Come In, Stranger») и 5-е (нетленка «Don’t/I Beg of You»Пресли) места в чарте. Элвис оставил и наиболее заслуживающее внимание мнение о сути рокабилли: “Цветные исполнители ритм-н-блюза играют музыку, похожую на мою, уже черт знает сколько времени. А моя музыка…это просто обдолбанный кантри”.

Впрочем, повторить успех 1956 года жанру рокабилли не удалось. Уже спустя несколько лет движение пошло на спад, и многие рокабилли-исполнители либо вернулись к более консервативным жанрам, либо разработали собственное уникальное звучание. Вообще, к концу пятидесятых многие артисты (включая самых заметных адептов традицинного кантри — Рэя Прайса (Ray Price), Марти Роббинса (Marty Robbins), Джонни Хортона (Johnny Horton)) в своём творчестве старались отдалиться от влияния рок-н-ролла.

Коммерциализация кантри-музыки: Нэшвилл-саунд и кантриполитан

Несмотря на популярность кантри-музыки в предыдущие десятилетия, до середины 1950-х ведущие кантри-исполнители всё ещё не могли похвастаться значительными коммерческими успехами — ровно до тех пор, пока несколько талантливых продюссеров из Нэшвилла, Теннесси, не взяли дело в свои руки. Чет Аткинс (Chet Atkins), Пол Коуэн (Paul Cohen), Оуэн Брэдли (Owen Bradley) и Билли Шеррилл (Billy Sherrill) создали принципиально новое звучание и превратили кантри в мультимиллионную музыкальную индустрию. Благодаря Нэшвилл-саунду кантри-музыка сумела преодолеть коммерческий кризис и приобрела поклонников в самых разных слоях населения.

Неудивительно, ведь Нэшвилл-саунд сложился из традиционного кантри-звучания и заимствованных из поп-музыки пятидесятых элементов — вкрадчивого и выделяющегося вокала, соединенного со струнной группой и вокальными припевами. Были значительно урезаны количество и значимость индивидуальных инструментальных соло. В рамках Нэшвилл-саунда выступали такие легенды кантри, как Пэтси Клайн (Patsy Cline), Джим Ривз (Jim Reeves), Скитер Дэвис (Skeeter Davis), The Browns, Эдди Арнольд (Eddy Arnold). Настоящей “маркой” направления стала талантливая игра сессионного пиониста Флойда Крэмера (Floyd Cramer).

Со временем проникновение поп-культуры в кантри-музыку увеличилось, и Нэшвилл-саунд трансформировался в кантриполитан — отполированное до блеска, абсолютно мейнстримовое звучание, пользовавшееся спросом даже в эру Британского Вторжения (1960-70-е). Среди самых заметных артистов этого направления не только исконные “попсовики” Тэмми Вайонетт (Tammy Wynette), Линн Андерсон (Lynn Anderson), Чарли Рич (Charlie Rich), но даже бывшие столпы традиционного кантри — Рэй Прайс и Марти Роббинс.

Однако “попсовость” Нэшвилл-саунда и кантриполитана имела и свою обратную сторону — многие исполнители традиционного кантри и слушатели испытывали не самые теплые чувства к популярной музыке, что, во-первых, обусловило успех таких деятелей, как Лоретта Линн (Loretta Lynn), Мерл Хаггард (Merle Haggard), Бак Оуэнс (Buck Owens), Портер Уогонер (Porter Wagoner) и Сонни Джеймс (Sonny James), а во-вторых, породило протестные (аутло-кантри) и экспериментальные (кантри-соул) жанры.

Становление кантри-соула

В 1962 году “отцу соула” Рэю Чарльзу удалось удивить весь мир, когда он в своём творчестве не только обратил пристальное внимание музыке кантри и вестерн, но и сумел со своим синглом «I Can’t Stop Loving You» порвать ведущие чарты США и завоевать почётное третье место в годовом рейтинге Billboard. Альбом Рэя Чарльза “Modern Sounds” становится признанной вехой в истории музыки кантри.

 

Бейкерсфилд-саунд — очередное новое звучание в кантри-музыке

Старый-добрый хонки-тонк, популярный в конце 40-х, не мог не породить родственных жанров. Одним из них и стал Бейкерсфилд-саунд, производное от хардкорного хонки-тонка и вестерн-свинга, впервые прозвучавший в калифорнийском городке Бейкерсфилд.

Наибольшее влияние на формирование нового жанра оказали такие примечательные фигуры вест-сайд кантри, как Боб Уиллс (Bob Wills) и Лефти Фрицл (Lefty Frizzell). Новое звучание во многом было основано на звучании электронных инструментов и систем усиления звука, и в большей степени нежели прочие поджанры кантри того времени имело право характеризоваться как “тяжелое, резкое, драйвовое”. Наиболее характерными исполнителями, творившими в рамках данного поджанра, можно считать Бака Оуэнса (Buck Owens), Мерла Хаггарда (Merle Haggard), Томми Коллинза (Tommy Collins), Гэри Аллена (Gary Allan) и Винна Стьюарта (Wynn Stewart). Следует отметить, что при небольшом общем сходстве музыка каждого из них обладает собственным стилем.

Возникновение кантри-рока

Конец 1960-х был очень любопытным периодом для американской музыкальной индустрии. Сразу несколько направлений пережили так называемый “traditionalist backlash”, или “возврат к старым традициям”. Под влиянием Британского Вторжения и снижения интереса к Нэшвилл-саунду многие музыканты решились обратить внимание на “ценности старого-доброго рок-н-ролла”, в результате чего родился новый кроссовер-жанр “кантри-рок”.

Среди первых своё внимание на кантри обратил внимание Боб Дилан, выпустивший знаковые альбомы “John Wesley Harding”( в 1967 году) и последующим, “Nashville Skyline”. Дилана поддержали и ветераны американского фолка The Byrds, и The Grateful Dead, и Нил Янг, и The Marshall Tucker Band, и The Allman Brothers, и даже The Eagles и The Rolling Stones с их «Honky Tonk Women» и «Dead Flowers». Одним словом, почти весь цвет тогдашней рок-сцены США!

Несмотря на первенство Боба Дилана, “отцом кантри-рока” принято считать Грэма Парсонса (Gram Parsons) из The Byrds и The Flying Burrito Brothers — в первую очередь, за продемонстрированном им в своём творчестве уважении традиционным аспектам кантри-музыки. Несмотря на безвременную и трагическую гибель (Парсонса застрелили в 1973 году), наследие мэтра не пропало и получило заслуженное развитие в работах Эмми-Лу Харрис (Emmylou Harris), выпустившей в 1975 году знаковый сольный альбом.

Кантри-рок впоследствии дал толчок таким жанрам, как сатерн-рок, хартленд-рок и альтернативное кантри.

Упадок вестерн музыки и ковбойской баллады

К концу 1960-х вестерн музыка в целом и ковбойская баллада в частности переживали значительный спад слушательского интереса. Даже альбомы ведущих исполнителей жанра пользовались лишь ограниченным успехом у аудитории. К давлению доминирующего в те времена рок-н-ролла многие звезды вестерн оказались не готовы — зато голливудские звукозаписывающие студии отреагировали очень оперативно, расторгнув контракты со многими некогда популярными певцами.

Свою черную роль сыграл и рост популярности Нэшвилл-саунда, который также поучаствовал в исчезновении с эстрады многих “ковбоев” от музыки кантри. Бейкерсфилд-саунд, находившийся в сходных неблагоприятных условиях, сохранился лишь благодаря огромной личной популярности ведущих представителей — Бака Оуэнса и Мерла Хаггарда. В итоге вестерн музыка лишилась многих оттенков и возродилась лишь в семидесятых с распространением по США жанра аутло-кантри.

Итоги 50-х и 60-х в кантри-музыке

Появление новых жанров и закат нескольких старых, популяризация кантри-музыки и смелые эксперименты — всё это происходило в кантри-музыке в первые послевоенные десятилетия. Кроме того, музыка кантри наконец охватила всю территорию США благодаря появлению шоу Ozark Jubilee на теле- и радио-станции ABC-TV, базировавшейся в Спрингфилде, штат Миссури.

Позволю подвести итог Уэббу Пирсу: “Когда-то невозможно было представить, что музыка кантри будет продаваться в городах типа Нью-Йорка. А сегодня телевиденье даёт возможность транслировать музыку кантри повсюду, и она хорошо продаётся и в больших городах, и вообще везде”