Рой Экафф (Roy Acuff)

Рой Экафф (Roy Acuff)

Рой Экафф (Roy Acuff)
Хонки-тонк
Певец, продюсер
US
DOB: 09/15/1903

В кантри-музыке, как, впрочем, и в любом другом достаточно крупном музыкальном направлении, весьма в ходу обычай раздавать разные более или менее обоснованные “почётные титулы”. “Дедушка” Анкл Дэйв Мейкон (Uncle Dave Macon), “отец” Джимми Роджерс (Jimmie Rogers), “король” Элвис Пресли… Больше всего на слуху, разумеется, титул последнего — впрочем, относящийся к рок-н-роллу, а потому не идущий в зачет. Тем более, что в кантри-музыке есть свой “король” — Рой Экафф (Roy Acuff), первый исполнитель-звезда.

Рой Экафф: ранние годы

Рой Экафф родился 15 сентября 1903 года в городке Мейнардвилль, Теннесси, в уважаемой семье Саймона Экаффа, фиддл-скрипача и баптисткого проповедника, и пианистки Иды Экафф. В начале ХХ века дом Экаффов был гостеприимным и посещаемым местом, и маленький Рой рано научился искусству развлекать публику — сначала удерживать на собственном подбородке, балансируя, сельскохозяйственные инструменты, а после овладел и музыкальными инструментами — губной гармошкой и варганом.

Рой Экафф (Roy Acuff) и его банда
Рой Экафф (Roy Acuff) и его банда Crazy Tenesseans. Слева направо: Клелл Самни (он же Cousin Jody), Джесс Истердей, Аймоджин Сарретт (более известная как Tiny — «Крошка» — по очевидным причинам), сам лопоухий Король Кантри Рой Экафф и муж Крошки Ред Джонс.

Позднее, в старших классах школы Рой Экафф с большим рвением занялся пением в школьном хоре. Но настоящей страстью этого времени всё же была не музыка, а спорт — на момент окончания школы в 1925 году Экафф играл в бейсбол в нескольких местных клубах и боксировал. Лишь здоровье не позволило будущей звезде музыки кантри стать профессиональным спортсменом. Серия обмороков на тренировках, усугубленная солнечным ударом, не только заставила Экаффа бросить бейсбол и бокс, но и спровоцировала долгосрочные осложнения, приведшие в конце концов к нервному срыву.

Рой Экафф: начало карьеры

Находясь дома на лечении и имея массу свободного времени, Рой Экафф начинает практиковаться в игре на фиддл-скрипке, зачастую играя уже после захода солнца. Сам музыкант позднее вспомнит: “Тогда я вообще не мог выносить солнечный свет”. Отец как мог помогал ему — именно Экафф-старший передал сыну записи известнейших фиддл-скрипачей, таких как Фиддлин Джон Карсон (Fiddlin’ John Carson) и Гид Таннер (Gid Tanner), которые оказали немалое внимание на раннее творчество Роя Экаффа.

Подтянув за время болезни навыки, в 1932 году выздоровевший молодой музыкант нанимается артистом в медицинское шоу некого д-ра Хауэра, гастролирующего по Южным Аппалачам шарлатана. Сомнительное сотрудничество свело Роя Экаффа с легендарным банджистом Кларенсом Эшли (Clarence Ashley), научившим того мелодиям «The House of the Rising Sun» и «Greenback Dollar», позже в исполнении Экаффа ставшим хитами всеамериканского масштаба. Кроме того, был в медицинском шоу и ещё один плюс. Именно там Рой Экафф научился исторгать из себя достаточно громкое пение, чтобы толпа слышала его безо всякого микрофона — навык, вспоследствии очень пригодившийся музыканту в радиовыступлениях.

Гастроли с доктором Хауэром продолжались два года, пока в 1934 году поумневший Рой Экафф не уйдёт из сомнительного предприятия, начав выступать на шоу в районе города Ноксвилль, Теннесси. Первым коллективом, созданным музыкантом, станет группа Tennessee Crackerjacks, состоявшая из него самого, гитариста Джесса Истердэя (Jess Easterday) и укулельщика Клелла Самми (Clell Summey). С ней Экафф будет регулярно выступать на ноксвилльских радиостанциях WROL и WNOX, периодически переходя с одной на другую, чтобы выбить из руководства зарплату повыше.

Рой Экафф (Roy Acuff) дудит в рожок

В 1935 году к команде присоединяется басист Ред Джонс (Red Jones), а название меняется на “Crazy Tennesseans” — так группу как-то раз объявил в эфире WROL диджей Алан Стаут (Alan Stout) — что, впрочем, на качестве звучания никак не отразилось. Надо заметить, что именно благодаря чистоте звука (в особенности, вокала) Рой Экафф и Ко начинают обзаводиться собственными фанатами — уж слишком большой контраст представлял собой кристально-чётко слышимое пение Экаффа на фоне множества других “тонувших” в какофонии духовых и струнных певцов.

Вскоре пришёл и первый крупный контракт со звукозаписывающей компанией ARC. Её функционерам очень понравилось экаффовское исполнение известной в те времена песенки «The Great Speckled Bird». Именно с этой компанией Рой Экафф и Crazy Tennesseans в 1936-1937 годах запишут несколько десятков удачных треков, включая суперхит «Wabash Cannonball» (кем только не перепетый позже) — сотрудничество, впрочем, завершится очень быстро из-за контрактных споров.

 

Рой Экафф: эпоха The Grand Ole Opry

Рой Экафф (Roy Acuff) на сцене Grand Ole Opry

После разрыва отношений с ARC группе Crazy Tennesseans срочно требовалось найти способ распространять свою музыку в сравнимых с прошлыми масштабах. Grand Ole Opry, набиравшая популярность с конца 1920-х, показалась Рою Экаффу вполне пригодным вариантом. В 1938 году музыканты прибыли в Нэшвилл, Теннесси, и отправились прямиком на кастинг шоу. Провалив первую попытку, Рой Экафф и Crazy Tennesseans всё же сумели собраться и со второй попытки впечатлили основателя Grand Ole Opry Джорджа Хэя (George D. Hay) и продюсера Гарри Стоуна (Harry Stone), предложивших коллективу контракт.

Помимо соглашения функционеры также подняли вопрос о переименовании группы, на что Рой Экафф без особенного сожаления согласился. Так появилась группа Smoky Mountain Boys, подчеркивающая аппалачское происхождение входящих в неё музыкантов. Вскоре из группы уходит Клелл Самми, на замену которому приглашают виртуоза добро-гитары Пита Кирби (Pete Kirby), более известного как Bashful Brother Oswald (Застенчивый Братец Освальд).

Лид-вокал Роя Экаффа хорошо сочетался с бэк-вокалом новичка, который также превосходно владел инструментом, и в итоге у Smoky Mountain Boys появилось собственное “сигнатурное” звучание. К 1939 году пережившая ещё некоторые изменения в составе (уход Реда Джонса, появление гитариста Лонни “Пэпа” Уилсона (Lonnie «Pap» Wilson) и колоритной банджистки Рейчел Вич (Rachel Veach)) достигает огромной популярности на Grand Ole Opry и начинает борьбу за слушателя с самим Анклом Дэйвом Мейконом, выступавшим на Opry с самого основания шоу.

Весной 1940-го года Рой Экафф и компания отправляются в Голливуд, где снимаются в нескольких фильмах: “Grand Ole Opry” (1940), вместе с Хэем и Мейконом, “O, My Darling Clementine” (1943), в котором Рой Экафф сыграет поющего шерифа, “Night Train to Memphis” (1946), название которого происходит от названия песни Экаффа 1940-го года. Кроме того, в 1940-х Roy Acuff&The Smoky Mountain Boys, Анкл Дэйв Мейкон и другие исполнители Opry активно гастролируют по Юго-Востоку США и собирают гигантские аудитории; на дорогах, ведущих к местам выступлений, даже неоднократно образовывались масштабные заторы.

В 1942 году Рой Экафф и Фред Роуз основывают Acuff-Rose Music — собственный звукозаписывающий лейбл, по первоначальному замыслу Экаффа предназначенный для записи его музыки, но вскоре расширенный и для других исполнителей музыки кантри, эксплуатируемых крупными компаниями. Новая компания стремительно разивается (в первую очередь благодаря организаторскому гению и связям Роуза) и вскоре становится лидером сегмента кантри-музыки, подписав в 1946 году самого Хэнка Уильямса-старшего.

Рой Экафф: поздний период карьеры

В то время как дела Acuff-Rose Music идут на лад, карьера Роя Экаффа в Grand Ole Opry подходит к концу, и, после одного из споров с управленцами шоу, музыкант покидает его в 1946 году.

Рой Экафф (Roy Acuff) и Минни Перл (Minnie Pearl)
Рой Экафф (Roy Acuff) и Минни Перл (Minnie Pearl)

После этого Roy Acuff&The Smoky Mountain Boys отправляются в длительное турне по всему Западу США, хотя спрос на их музыку уже был заметно ниже по сравнению с предыдущими годами. О музыкантах далеко не везде знали, да и сами они зачастую уступали более молодым (и, соответственно, молодыми и любимым) конкурентам вроде Эдди Арнольда (Eddy Arnold) или Эрнеста Табба (Ernest Tubb). В конце концов Рой Экафф вернётся назад в Grand Ole Opry, пусть уже и заметно подрастеряв слушателей.

А после страшной аварии 1965-го года, чудом выживший Рой Экафф решает и вовсе приостановить карьеру, лишь изредка мелькая на Grand Ole Opry и других крупных шоу кантри-музыки, участвуя в записях других музыкантов и посещая торжественные мероприятия. Начав выступать в Grand Ole Opry чуть чаще после 1974 года, Рой Экафф останется на сцене почти до самой смерти, наступившей 23 ноября 1992 года в Нэшвилле, Теннесси.