Хэнк Уильямс Третий - икона альтернативного кантри

Альтернативное кантри (alt country)

Революционные изменения в музыке, произошедшие в 1960-х и 1970-х, в восьмидесятые уже слегка утратили актуальность — рок-н-ролл заменила собой сначала волна панк-рока, потом хард-рока и хэви-метала, а крунерскую поп-музыку в духе Фрэнка Синатры — диско. Глобальные перемены не могли не отразиться и на музыке кантри. Первым заметным явлением восьмидесятых стало снижение градуса напряжённости в противостоянии аутло и эстрады — и те, и другие уже успели слегка приесться публике.

На фоне всего этого была подготовлена плодородная почва для зарождения кроссовер-течений, самым заметным из которых станут трак-драйвин кантри (truck-driving country), неотрадиционалистское кантри и, разумеется, альтернативное кантри — «альт-кантри»(alt country) или Американа/Americana.

История Американа

Термины “альт-кантри” и “Американа” появились в индустрии в начале 1990-х — на целое десятилетие позже первых исполнителей, чье творчество подпадало под эту категорию как значительно отличающееся от мейнстримового кантри-звучания. Отличия эти были в основном основаны на аутло-влияниях (в том, что касалось имиджа, текстов и противопоставлению себя мейнстриму), кантри-роке (в инструментовке и заимствованиях из рок-н-ролла), хонки-тонке (в тематике лирики, “сырости” звучания) и панк-роке (в ритме и принципе “записывайся сам” — отказе от услуг продюсеров и крупных записывающих компаний).

Пионерами нового жанра принято считать нэшвилльскую команду “Jason and the Scorchers”, уже в 1980-м году попытавшихся привнести в музыку кантри элементы панк-рока, и выступавших чуть позже калифорнийских кау-панк (cowpunk) групп вроде “Long Ryders”:

К девяностым эксперименты нэшвилльских и калифорнийских команд слились в единый стиль, наиболее ярко проявившийся в записи 1990-го года “No Depression” группы Uncle Tupelo, признаваемого с тех пор первым настоящим альбомом альт-кантри. Название пластинки дало имя Интернет-форуму и журналу — основным информационным ресурсам нового направления:

Uncle Tupelo просуществуют ещё четыре года, выпустят 3 альбома и, после распада группы в 1994 году, экс-«Тупилы» образуют 3 новых ведущих коллектива направления — Bottle Rockets, Son Volt и Wilco. Первые позже объединятся с командами Freakwater и The Old 97’s and Robbie Fulks на чикагском инди-лейбле Bloodshot и совместно разработают минорный поджанр альт-кантри — “бунтарское кантри” (“insurgent country”):

Ответственность за основное альт-кантри направление принимают новые группы — Whiskeytown, Blue Mountain, Drive-By Truckers и Blood Oranges, привнесшие больше роковых мотивов в звучание:

Кроме того, в рамках альт-кантри начинает регулярно выпускать альбомы один из ведущих исполнителей кантри-рока — Джеймс МакМёрти (James McMurtry). С появлением в 2000-е новых имён (I can lick any sonofabitch in the house, The Swearengens, The Ashtray Hearts, Ryan Bingham & The Dead Horses и многих других) американа-сцена приобретает всё больше слушателей, выбирается из андеграунда и становится одним из наименее раскрученных, но молодых, растущих и подающих надежды направлений музыки кантри.