Чет Аткинс (Chet Atkins)

Чет Аткинс (Chet Atkins)

Чет Аткинс (Chet Atkins)
Нэшвилл-саунд
Продюсер, музыкант
US
DOB: 06/20/1924

В ряду музыкантов, сумевших своим творчеством кардинально изменить музыку кантри, Чет Аткинс (Chet Atkins) — фигура значительная и неоднозначная, даже одиозная. Миллионы людей наслаждаются не только его собственным творчеством, но и музыкой, и песнями десятков вскормленных им и его коллегами исполнителей музыки кантри, и миллионы же ненавидят созданное им новое эстрадное звучание кантри-музыки, его ориентацию на получение прибыли любой ценой, лощеный имидж его «звёзд» и их идентичность с поп-звездами. Но с какой стороны на Чета Аткинса (Chet Atkins) ни посмотри, очевидно одно — не будь его, и музыка кантри была бы сегодня совершенно неузнаваемой.

Чет Аткинс: ранние годы

Будущий отец Нэшвилл саунда появился на свет 20 июня 1924 года в Богом забытом посреди теннессийского захолустья городке Латрелл, в очень бедной семье. Сам Чет Аткинс позже напишет: “И мы, и все вокруг были настолько бедны, что даже вести о Великой Депрессии дошли до нас только к сороковым годам”. Разумеется, жизнь была трудной и полной лишений, и чуть ли не единственной отдушиной для парня была музыка — сперва укулеле, потом фиддл-скрипка, после — гитара, выменянная у старшего брата и ставшая любовью всей жизни артиста. На этом инструменте он играл, зарабатывая себе имя и деньги для семьи, его Чет Аткинс брал с собой в школу, с ним фотографировался, даже засыпал с ним.

Фанатизм, с которым юный музыкант упражнялся с инструментом, просто не мог не принести плоды. Чет Аткинс ловил каждую возможность повысить навыки, буквально не давая проходу никому, кто бы умел играть на гитаре, выспрашивая, перенимая, пробуя, экспериментируя… Уже к старшим классам школы юноша превратился в умелого музыканта, едва ли в чем-то уступавшего выпускникам консерваторий и увлеченно перенимавшего манеру исполнения звезды музыки вестерн Мерла Трэвиса (Merle Travis), выступавшего в то время на радио WLW.

Чет Аткинс (Chet Atkins)

Экспериментируя с техникой Трэвиса и взяв на вооружение его идею “указательный палец для мелодии, большой — для басовых нот”, Чет Аткинс постепенно изменил её, начав играть мелодию указательным, средним и безымянным пальцами, чего до него не делал ни один музыкант, и вплотную приблизился к созданию собственного стиля.

Чет Аткинс: начальный этап карьеры

К началу 1940-х к Чету Аткинсу приходит окончательное осознание того, что он не видит для себя иной карьеры, кроме музыкальной. В результате в 1942 году он бросает школу и нанимается на радиостанцию WNOX-AM в Ноксвилле, Теннесси, где играет на фиддл-скрипке и гитаре в компании певца Билла Карлайла (Bill Carlisle) и комика Арчи Кэмпбелла (Archie Campbell), а также входит в состав вестерн-свинг группы радиостанции — Dixieland Swingsters.

Проведя на WNOX-AM следующие три года, Чет Аткинс отточит мастерство и обретет уверенность, с которой покинет Ноксвилл и пустится в путешествия, как перчатки меняя города и места работы. Переезд в Цинциннати — и шесть месяцев выступлений на радио WLW-AM (на этой волне в своё время отметился и Мерл Трэвис (Merle Travis). Роли, Каролина — сотрудничество с Johnnie and Jack. Ричмонд, Виргиния — и Чет Аткинс аккомпаниирует Мэри “Саншайн Сью” Уоркмэн (Sunshine Sue Workman).

Впрочем, как минимум в части городов Чет Аткинс, возможно, и захотел бы остаться, да только в путь его гнал отнюдь не авантюрный дух. Против молодого музыканта парадоксальным образом работают его личная скромность (качество безусловно положительное) и виртуозная, рафинированная манера исполнения, которую многие боссы кантри-радиостанций обзывали «неестественной» и относили «кантри от Аткинса» к явному неформату. В итоге — увольнение за увольнением, и лишь высочайшее исполнительское мастерство Чета Аткинса выручало его — у уволенного никаких проблем с поиском новой работы не возникало, и даже в те ранние годы карьеры Чет Аткинс сумел отметиться успешным сотрудничеством со звёздами кантри и вестерн первой величины — например, Рэдом Фоли (Red Foley), с которым Чет Аткинс впервые попал на сцену Grand Ole Opry в 1946 году.

Чет Аткинс: карьера эпохи RCA Victor

Скитаниям такого большого мастера, как Чет Аткинс, рано или поздно должен был прийти конец. И произошло это в 1947 году, когда игравший музыку кантри и вестерн в Денвере музыкант попал в поле зрения влиятельной студии RCA Victor и продюсера Стива Шоулза (Steve Sholes). Как раз происходила очередная трансформация в кантри-течении, “неотесанное” традиционное кантри постепенно выходило из моды, и «рафинированный» стиль Аткинса оказался весьма востребованным.

RCA Victor немедленно предлагает молодому виртуозу контракт, тот соглашается, и уже вскоре появляются первые записи на новом лейбле, пусть и не особенно успешные. Чтобы заработать денег, Чет Аткинс даже какое-то время совмещал работу в студии RCA Victor с совместными выступлениями сначала с Homer and Jethro на новых шоу “The Tennessee Barn Dance” и “Midday Merry Go Round”, а после, в 1949 году, с ансамблем будущих тёщи (Мэйбель Картер (Maybelle Carter)) и жены (Джун Картер (June Carter)) Джонни Кэша (Johnny Cash) — “Mother Maybelle & The Carter Sisters”. Последний проект вызовет интерес функционеров Grand Ole Opry, и Чет Аткинс переезжает в Нэшвилл, Теннесси.

Тем временем на лад начинают идти и дела с RCA Victor. Чет Аткинс постепенно становится одним из ведущих музыкантов студии и записывает наконец несколько успешных синглов — «Mr. Sandman», «Silver Bell»(в дуэте с ещё одним легендарным кантри-исполнителем, Хэнком Сноу (Hank Snow)), к тому же продюсер Шоулз полагается на него и при организации в Нэшвилле сессий заезжих исполнителей. Венчает успех попадание на ТВ — Чет Аткинс принимает участие в ТВ-шоу The Eddy Arnold Show на ABC-TV.

 

Чет Аткинс: исполнитель, консультант, продюсер

Появление на ТВ и успешные релизы меняют к середине 1950-х жизнь молодого виртуоза гитары. Причем известность приходит к нему не только со стороны публики — увлечение Чета Аткинса электрогитарами наконец замечают крупные производители. В 1955-60-х годах фирма Gretsch выпускает целую линейку сигнатурных гитар, дизайн которых разрабатывался под прямым руководством музыканта. Кроме того, Аткинс переживает карьерный рост на RCA Victor — продюсер Шоулз, впечатленный успехами Элвиса Пресли (Elvis Presley) переключается на запись и продвижение поп-музыки, а нэшвилльское отделение лейбла передаёт всецело под контроль Чета Аткинса.

Чет Аткинс (Chet Atkins)

При этом под давлением поп-музыки продажи кантри-альбомов неуклонно снижаются, и свеженазначенный продюсер вынужден немедленно приниматься за дело. Спасти ситуацию была призвана идея, родившаяся у него и Оуэна Брэдли (Owen Bradley) — удаление из инструментовки кантри традиционных инструментов (фиддл-скрипки и стил-гитары). Эти изменения и становятся основой Нэшвилл-саунда, будущего направления-доминатора музыки кантри 1950-70-х, а дальнейшие эксперименты Чета Аткинса с инструментовкой (присоединение ритм-секции к традиционным кантри-хитам, увеличение влияния продюсеров) и имиджем кантри-исполнителей («большое переодевание» певцов и музыкантов в яркие костюмы, усыпанные стразами) заканчивают формирование нового направления и порождают уникальное явление — кроссовер-хит. Именно Нэшвилл-саунд кантри-хиты стали первыми, занимавшими высокие места одновременно и в кантри-чартах, и в поп-чартах.

Прогрессу Нэшвилл-саунда во многом поспособствовало и сотрудничество Чета Аткинса с талантливейшим звукорежиссёром Биллом Портером (Bill Porter), правившим бал в студии RCA с 1959 года. Абсолютное большинство улучшений в записи и звучании, которого добились в RCA Victory в то время, было связано именно с ним. Сам Чет Аткинс говорил: “Качество звука, которое у нас есть сейчас — это Билл Портер. Никто ни до, ни после него не был так хорош.”

В то же время и Чет Аткинс продолжает записываться как музыкант — в основном, правда, используя для сейшнов домашнюю студию. В музыкальном мире он становится известен как “Мистер Гитара” (Mister Guitar), и коллеги-гитаристы из различных стилей обращаются к его музыке за вдохновением и новыми техническими приёмами, а тот с удовольствием джемует вместе с коллегами, выступает в Белом Доме для президентов США (начиная с Кеннеди и заканчивая Бушем-младшим) и записывает собственные успешные синглы, включая суперхиты “Yankee Doodle Dixie» и «Yakety Axe»:

 

Чет Аткинс: карьера в 1970 и до наших дней

К концу 1960-х Чет Аткинс добивается очень высокого положения в звукозаписывающей индустрии Нэшвилла. Ещё до смерти своего покровителя Шоулза (1968 год), Аткинс становится вице-президентом кантри-направления RCA, хотя радости это назначение ему и не принесло. Продюсер вспомнит спустя двадцать лет: “Мне хотелось быть известным гитаристом, и ещё мне было отлично известно, что громкие титулы дают, когда не хотят давать денег. Если вас захотят сделать вице-президентом, задумайтесь”.

В начале 1970-х Чет Аткинс переживает довольно сложный период. Начальственные обязанности и борьба с обнаруженным в 1973 году раком утомляют его, заставляют пересмотреть свою роль в RCA и подставляют его под атаки других функционеров, к концу 70-х возымевших страстное желание заменить Аткинса кем-нибудь помоложе.

Чет Аткинс (Chet Atkins)

Но несмотря на все их происки, на судьбе подопечных Чета Аткинса его карьерные неурядицы никак не отразились. Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings), Вилли Нельсон (Willie Nelson), Долли Партон (Dolly Parton), Джерри Рид (Jerry Reed) и ещё сотни исполнителей во многом обязаны своей карьерой и успехом именно Аткинсу, терпеливо работавшему со всеми, не исключая даже чернокожего кантри-певца Чарли Прайда (Charlie Pride) — и это в те времена, когда слова «десегрегация» на Юге и слыхом не слыхивали!

Впрочем, к концу десятилетия продюсерская деятельность отходит далеко на второй план. Чет Аткинс пытается сконцентрироваться на записи собственных произведений, активно сотрудничает с друзьями — Джерри Ридом (Jerry Reed), Джетро Бёрнсом (Jethro Burns ) из Homer & Jethro и другими, однако компания ограничивают его и тут — порожденный им самим “культ продюсера” действует против него, не давая возможности углубиться в джаз и развить сотрудничество с Лесом Полом (Les Paul) и другими музыкантами направления.

Лишь в 1982 году, уйдя из RCA и подписав соглашение с Columbia Records, Чет Аткинс получает возможность наконец играть то, что ему хочется — и обычно критикуемый за “джазовые влияния в кантри” музыкант начинает полноценно работать в своём любимом направлении. Умея и импровизитовать, и играть по нотам, поздний Аткинс отказывается от титула “кантри-гитариста” и настаивает на “просто гитаристе”, возвращаясь к кантри лишь в отдельных релизах (совместно с Марком Нопфлером (Mark Knopfler) и Джерри Ридом), и развивает и обогащает классическую гитару и фламенко вплоть до 1996 года, когда музыканту в очередной раз был диагностирован рак.

К огромному сожалению, на этот раз выиграть решающее сражение своей жизни Чету Аткинсу не удастся. 14-кратного обладателя Grammy, продюсера, виртуоза гитары и основателя Нэшвилл-саунда не станет 30 июня 2001 года.