Гарт Брукс (Garth Brooks)

Гарт Брукс (Garth Brooks)

Гарт Брукс (Garth Brooks)
Поп-кантри
Певец
US
DOB: 02/07/1962

Несмотря на огромную популярность кантри-музыки в США, лишь немногим из артистов, творивших в этом направлении, удавалось похвастаться устойчивой всеамериканской
популярностью и сравниться по количеству наград и слушателей с поп-музыкантами. Гарт Брукс (Garth Brooks), член Зала Славы Музыки Кантри и мегазвезда 1990-х, из их числа. Его карьерные достижения просто невероятны — 6 бриллиантовых альбомов, 2 статуэтки Grammy, 17 наград АМА и третье место по продажам альбомов в США после Элвиса Пресли (Elvis Presley) и The Beatles, и всё это за смешные десять лет!

Гарт Брукс: ранние годы

Гарт Брукс (Garth Brooks)
Гарт Брукс (Garth Brooks) гипнотизирует покупателей своих пластинок

Гарт Брукс родился 7 февраля 1962 года в Талсе, Оклахома, в семье нефтяника и популярной кантри-певицы. Семья регулярно устраивала шоу талантов, и все дети были обязаны что-нибудь на них демонстрировать — спеть или сыграть комическую сценку. Так, готовясь к этим «добровольно-принудительным» выступлениям, маленький Гарт Брукс неплохо овладел игрой на гитаре и банджо — что очень пригодится ему в будущем. Вообще, в детстве он пел для родных и близких не только по «специальным поводам», но всё же не музыка была для мальчика на первом месте, а спорт. Американский футбол, бейсбол, лёгкая атлетика занимали большую часть его свободного времени, лишь после поступления в университет отойдя на второй план.

Профессиональная карьера музыканта началась для Гарта Брукса после окончания ВУЗа. Как и в случае многих других кантри-звезд, первыми местами работы молодого исполнителя стали бары и клубы родного штата. В них и услышали впервые «кантри от Брукса» — которое, несмотря на увлеченность музыканта творчеством кантри-певцов вроде Джорджа Джонса (George Jones), всё-таки было гораздо ближе к рок-музыке в стиле Джеймса Тейлора (James Taylor) и Дэна Фогельберга (Dan Fogelberg).

Сдвиг в сторону кантри произошёл после того, как Гарту Бруксу попадлся под руку сингл Джорджа Стрейта “Unwound” (1981). С этого времени рок-тенденции в звучании музыканта отходят на второй план — что, несомненно, помогло начинающему лабуху привлечь к себе внимание именитых продюсеров. Например, техасец Род Фелпс (Rod Phelps) специально приехал из Далласа послушать Брукса. И услышанное настолько пришлось функционеру по душе, что он тут же предложил молодому музыканту контракт на запись первого демо, выдал контакты важных людей в нэшвилльской звукозаписыващей индустрии и снабдил деньгами на поездку в Нэшвилл.

К сожалению, первая поездка не оказалась удачной — Гарт Брукс вернулся домой ни с чем уже через сутки. Но и Фелпс не отступился, раз за разом пытаясь уговорить певца вернуться в Нэшвилл и попробовать ещё раз — что в 1987 году ему и удалось.

Неожиданный триумф

Второе пришествие Брукса уже вышло гораздо более удачным, нежели первое. На этот раз сразу после переезда в Нэшвилл музыкант занялся налаживанием контактов с представителями музыкальной индустрии и подготовкой материалов для дебютного альбома, который увидел свет в 1989 году. Релиз, названный просто “Garth Brooks”, вышел на загляденье и реакция публики и критиков не заставила себя долго ждать. Просто потрясающий успех. Едва ли кто-то мог предполагать, что первый альбом никому не известного певца взлетит на второе место кантри-чарта, при этом первый сингл «Much Too Young (To Feel This Damn Old)» и третий «Not Counting You» попадут в ТОП10 сингл-чарта, а второй («If Tomorrow Never Comes») и четвертый («The Dance») займут в чарте первые места.

Последняя песня, «The Dance», драматичная баллада о гибели за убеждения, нашла отклик в сердцах и душах американцев и стала первым мегахитом Гарта Брукса:

Успех требовал закрепления, и вскоре после выхода дебютной пластинки Гарт Брукс начинает работу над вторым альбомом — “No Fences”. Релиз выйдет в 1990 году и сумеет обойти “Garth Brooks”, пробыв 23 недели на высшей строчке кантри-чарта и разойдясь тиражом в 17 миллионов проданных копий (что придало альбому бриллиантовый статус — или “17-кратно платиновый”). Сразу четыре песни с пластинки станут №1 кантри чарта и пополнят сборник лучших хитов Гарта Брукса: гимн рабочего класса “Friends in Low Places”, трагическая песня о несчастной любви “The Thunder Rolls”, философская баллада “Unanswered Prayers» и задушевная «Two of a Kind, Workin’ on a Full House».

При этом, оставаясь по звучанию в пределах кантри-течений, Гарт Брукс начинает привносить в свои живые выступления и заимствованные у рокеров 70-80-х элементы: театрализованные шоу в духе группы KISS, энергичные перемещения по сцене, общение с толпой.

Эпоха зрелой славы

Успех первых двух альбомов открыл для Гарта Брукса дорогу на самое старое и респектабельное шоу музыки кантри — Grand Ole Opry. Разумеется, это ещё больше подстегнуло интерес публики в творчеству артиста, и выход очередного альбома стал лишь вопросом времени. Тем более, что количество предварительных заявок на пластинку уже превосходило все мыслимые пределы, достигнув к моменту выхода долгожданного релиза “Ropin’ the Wind” в сентябре 1991 года 4 миллионок предзаказов!

Альбом, представляющий собой смесь кантриполитана с хонки-тонком, оправдал ожидания, стартовав в кантри- и поп-чартах сразу с первого места, и привлёк дополнительное внимание к двум первым альбомам исполнителя. И Гарт Брукс отнюдь не собирался останавливаться на достигнутом, уже в 1992 году начав работу над первыми синглами четвертого альбома “The Chase”, лид-синглом которого стала песня «We Shall Be Free» — творческая реакция Брукса, выступающего за уважительное отношение друг к другу людей различных рас, на вспыхнувшие в Лос-Анджелесе бунты чернокожей молодёжи.

Песня не оказалась особенно успешной (максимальное 12 место в кантри-чарте), но была необыкновенно тепло принята публикой на живых выступлениях — при первом исполнении Гарту Бруксу апплодировали стоя. Последовавшие синглы четвертого альбома вернули Бруксу господствующие позиции в чартах: «Somewhere Other Than the Night» (№1 кантри-чарта конца 1992-го года), «Learning to Live Again» (1993, №2 кантри-чарта) и «That Summer» (1993, достигает №1 к июлю того же года).

На волне успеха сингла “That Summer” в августе 1993-го года Гарт Брукс выпускает пятый студийный альбом “In Pieces” и начинает борьбу с музыкальными магазинами, торгующими бывшими в употреблении CD-дисками, через звукозаписывающую компанию задерживая поставку им своих альбомов. Несмотря на заминку, вызванную судебными разбирательствами по этому вопросу, альбом “In Pieces” в очередной раз бьёт рекорды успешности, разойдясь 10 миллионами экземпляров и занимая высшие строчки в британских и американских поп- и кантри-чартах (в некоторых случаях удерживаясь в рейтинге аж до 1995 года).

К тому же, Брукс организовывает масштабное турне по Британии в поддержку нового альбома и выступает с концертами в Лондоне (на знаменитом Уэмбли), Бирмингеме и других городах, открывает кантри-радиостанцию “Country 1035”, появляется на радио и ТВ и за “вторжение в чарты” получает от популярнейшего британского диджея Ника Барраклоу (Nick Barraclough) прозвище Гарт Вейдер (“Garth Vader”). Хотя британские СМИ в целом отнесутся к заезжему американцу не особенно благожелательно, Брукс не только добьётся успеха в турне, но и с успехом повторит визит через пару лет. Путешествия музыканта отнюдь не ограничатся туманным Альбионом — признаваемый звездой по всему миру, он соберёт хорошие аудитории в Бразилии, Европе, Австралазии и Новой Зеландии.

Эпоха поп-кантри

Гарт Брукс (Garth Brooks)

Заждавшиеся по новым альбомам фанаты Гарта Брукса получили хороший подарок к Рождеству, когда в ноябре 1995 года вышел альбом “Fresh Horses”, состоящий из написанного исполнителем за два года принципиально нового материала. Лид-сингл «She’s Every Woman» сразу продемонстрировал высокий потенциал альбома, моментально забравшись на 1 строчку кантри-чарта. Однако второй сингл(кавер-версия песни Aerosmith “The Fever”) успеха повторить не смог, остановившись в чартах на рекордно-низком для Гарта Брукса 23 месте. Ситуацию слегка подправили другие песни с альбома, три из которых-таки одолели верхнюю десятку, а «The Beaches of Cheyenne» заняла высшую позицию.

Небольшие неудачи не смутили Гарта Брукса. Поднакопив материала, в ноябре 1997 года музыкант выпускает седьмой студийный альбом — “Sevens”, стартовавший с первых строчек Billboard 200 и Billboard кантри-чарта. Успех был весьма предсказуем. О том, что альбом должен стать очередной “бомбой”, говорило даже то, что лид сингл «In Another’s Eyes» (2-е место в сингл-чарте кантри) был первым в истории дуэтом Гарта Брукса с кем-то ещё — в данном случае, с его будущей женой и кантри-дивой Тришей Йервуд (Trisha Yearwood).

Проект “Chris Gaines” и кризис

К 1999 году популярность Гарта Брукса уже зашкаливала. Чтобы привлечь ещё кого-то из оставшейся до сих пор равнодушной публики, требовалось совершить нечто совсем необычное, и музыкант, объединившись с выпускающей компанией Red Strokes Entertainment и киностудией Paramount Pictures, задумал оригинальный кинопроект. События в фильме, главная роль в котором предназначалась звезде кантри, должны были разворачиваться вокруг полной конфликтов и горячих страстей жизни вымышленного рок-музыканта Криса Гейнса (Chris Gaines).

Чтобы создать шумиху вокруг проекта, Гарт Брукс решил на время перевоплотиться в своего персонажа в реальной творческой жизни. В рамках этой маркетинговой концепции музыкант выпускает альбом “Garth Brooks in … The Life of Chris Gaines”, задуманный как “черновик саундтрека” к будущему фильму, а также принимает участие в псевдодокументальном фильме музыкального телеканала VH1 “о жизни Криса Гейнса”. Однако как бы Гарт Брукс и его команда маркетологов не напрягались, особенного внимания публики завоевать не удавалось — даже после выхода альбома подавляющее большинство слушателей негативно (или вообще игнорирующе) отнеслось к эксперименту.

Как результат, продажи альбома были совсем незначительны (по меркам Брукса, конечно — единственный “всего лишь” дважды платиновый, как-никак), а сам проект был свернут в 2001 году — “музыкант Крис Гейнс” стал историей. К тому же, к 2000 году Гарт Брукс начал испытывать сильнейший творческий кризис от невозможности нормально совмещать семью и карьеру.

Перерыв в карьере и дальнейшая деятельность

Гарт Брукс (Garth Brooks)

Первые намеки на возможность завершения карьеры Гарт Брукс начал делать ещё в 1992 году, как правило повторяя их после очередного турне. Неопределённость, разумеется, не могла тянуться бесконечно долго. 26 октября 2000 года музыкант сделал официальное заявление о завершении карьеры — как раз в тот день, когда был продан его 100-миллионный альбом. Гарт Брукс объявил об отмене всех выступлений, гастролей и записей как минимум до 2015 года, когда его младшей дочери Элли должно исполниться 18, ограничив на этот период свою деятельность выпуском уже готового материала.

Спустя некоторое время вышел последний альбом певца, записанный до завершения карьеры — “Scarecrow”, продававшийся вполне неплохо, но и близко не подошедший к уровням лучших альбомов. В 2005 году Гарт Брукс передаёт права на свои записи компании Wal-Mart, отмечая тем самым разрыв со звукозаписывающим гигантом Capitol Records. Новые владельцы прав незамедлительно начинают выпуск материалов — бокс-сета The Limited Series из шести дисков и альбома Lost Sessions, компиляции ранее неопубликованных записей, бокс-сета The Ultimate Hits и других.

Несмотря на собственные заявления, долго продержаться совсем без выступлений Гарту Бруксу не удалось. Впрочем, сам музыкант рассчитывал, что отыграет лишь один концерт в рамках тура по поддержке The Ultimate Hits — но по требованиям публики был вынужден расширить тур до 9 концертов. Наконец, в 2009 году Гарт Брукс и вовсе возобновил карьеру ради выступлений в Encore Las Vegas — впрочем, периодически выступая и с благотворительными и праздничными концертами в других местах.

Заключительным на данный момент аккордом стало запланированное на 2014 год мировое турне, о котором музыкант объявил в декабре 2013 года.