Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon)

Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon)

Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon)
Хиллбилли
Певец
US
DOB: 10/07/1870

Grand Ole Opry, старейшее и наиболее уважаемое из ныне действующих шоу кантри-музыки, зажгло для мира не одну звезду. Во всяком случае, больше, чем все прочие по отдельности и вместе взятые. И самым первым, кто стал на этом фестивале (ещё до появления радиопрограммы!) настоящей знаменитостью, был “Дядюшка” Дэйв Мейкон (Uncle Dave Macon) — комедиант, банджист, певец и сочинитель, “дедушка музыки кантри” и просто харизматичная личность.

Анкл Дэйв Мейкон: начало

Дэвид Харрисон Мейкон появился на свет 7 октября 1870 года в семье отставного южанина-конфедерата Джона Мейкона в теннессийском поселении Смартт Стейшн — местечке глухом и бесперспективном. Едва ли что-то хорошее могло ждать там будущую звезду кантри — и, к великой удаче, в 1884 году Мейконы приобретают в Нэшвилле отель Old Broadway Hotel и переезжают в этот большой город. Разумеется, переезд положительно скажется на музыкальном развитии Дэйва Мейкона. Помогая управлять отелем, он познакомится с огромным количеством гастролирующих музыкантов — в том числе банджистом Джоэлем Дэвидсоном (Joel Davidson), передавшим пареньку кое-какие умения.

Однако надолго в Нэшвилле задержаться не удалось. Уже вскоре после открытия отеля семью Мейконов постигло несчастье. Глава семьи был убит возле входа в фамильную гостиницу, и мать семейства вынужденно продала заведение и переехала с детьми в Редивилль, Теннесси, где открыла таверну для пассажиров дилижансов. Дэйв Мейкон же взял на себя развлечение пассажиров, выступая с самодельной сцены с банджо-номерами. Впрочем, едва ли у него на тот момент могли быть какие-то планы заняться музыкой профессионально. Скорее напротив — женившись, он переедет на ферму и около 1900 года откроет компанию по перевозке грузов The Macon Midway Mule.

Несмотря на явно нетворческий характер бизнеса, Анкл Дейв Мейкон и сидя на козлах грузовой повозки не бросит музыку, развлекая жителей городов и местечек, расположенных вдоль маршрута перевозок, игрой на банджо и песенками. За долгие двадцать лет тенессийцы привыкнут и полюбят странствующего шоумена, и это в конце концов поможет ему пережить тяжелые времена, когда в 1920-м году гужевая перевозка грузов безоговорочно проиграет конкуренцию грузовым автомобилям, а компания The Macon Midway Mule канет в лету.

Анкл Дэйв Мейкон: профессиональный кантри-музыкант

Несмотря на долгие годы любительского “бренчания”, идея зарабатывать деньги музыкой пришла к Дэйву Мейкону только после того, как гибель основанной им семейной компания стала очевидной. Зато решился на новую карьеру он очень быстро — первое выступление артиста состоялось уже в 1921 году в Моррисоне, Теннесси, на фестивале методистской церкви. И оно было успешно! Неплохо принятый помнившей «любителя» публикой и в статусе “профессионала”, музыкант не ограничился одним выступлением и сразу же отправился на гастроли. Поколесив пару лет по Америке, на одном из выступлений 1923 года музыкант попался в поле зрения театрального магната Маркуса Лоева (Marcus Loew), предложившего Анклу Дейву Мейкону аванс в 15 долларов (что по тем временам было весьма неплохой суммой) за согласие выступать в одном из его театров в Алабаме.

Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon)
Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon) — с банджо. Слева с гитарой сын — Мэйкон-младший

Музыкант принял предложение и даже успел отыграть один концерт на новом месте, когда на него вышел менеджер другого театра из сети Loews Theatres и сманил певца в своё заведение в другом городе гораздо более щедрой зарплатой в несколько сотен долларов в неделю (тысячи долларов по сегодняшнему курсу). И снова успех сопутствовал Анклу Дэйву Мейкону, и на него одно за другим посыпались предложения театров и варьете, в том числе и конкурирующих с Loews Theatres — но от таких предложений музыкант отказывался наотрез. Востребованность, пришедшая к пятидесятилетнему бывшему возчику мулов, становится неожиданностью даже для него самого.

 

Анкл Дэйв Мейкон: на пике популярности

На поднявшейся волне популярности в 1923 году Анкл Дэйв Мейкон и присоединившийся к нему фиддл-скрипач Сид Харкридер (Sid Harkreader) предпринимают турне по Юго-Востоку США — и на одном из выступлений колоритный теннессиец попадается на глаза представителям звукозаписывающей компании Vocalion Records, сразу оценившим гигантский коммерческий потенциал певца. Функционеры не стали тянуть резину, моментально предложив Мейкону и его команде контракт, и уже в июле 1924 года музыканты записывают свои первые 18 песен в нью-йоркской студии Vocalion Records.

Пока материал готовится к релизу, Мейкон, Харкридер и чечеточник “Танцующий Боб” Брэдфорд («Dancing Bob» Bradford) отправляются в очередное турне с обновленной программой из музыки вестерн, комических постановок и чечетки, в ходе которого знакомятся с гитаристом Сэмом МакГи (Sam McGee), впоследствие присоединившимся к команде.

В ходе этого гастрольного тура 6 ноября 1925 года Анкл Дэйв Мейкон и компания отыгрывают знаковый концерт в Ryman Auditorium — зале, всего три недели спустя приютившем проект радиостанции WSM — Grand Ole Opry. Их коллектив стал одним из первых, кто будет регулярно выступать для WSM, и сотрудничество музыкантов со станцией продлится ещё более четверти века, несмотря на случавшиеся отлучки Анкла Дэйва Мейкона на очередное турне.

Ну а пока опытный шоумен гастролирует и занимается подбором музыкантов в состав собственного ансамбля. К началу 1927 года музыканту удаётся сколотить новую группу — “The Fruit Jar Drinkers”, в состав которой помимо самого Анкла Дэйва Мейкона и гитариста Сэма МакГи вошли Кирк МакГи (Kirk McGee) и Мейзи Тодд (Mazy Todd). Приход новых людей вдохновил группу на очередные свершения в студии — уже в мае 1927 года появляются первые записи «молодого» коллектива.

Анкл Дэйв Мейкон: карьера в 1930-50-е

Анкл Дэйв Мэйкон (Uncle Dave Macon)

Непрекращающиеся гастроли и распространяющиеся по США пластинки Анкла Дейва Мейкона и The Fruit Jar Drinkers к началу 1930 делают музыкантов “лакомым кусочком” для организаторов шоу кантри-музыки, продюссеров и импрессарио. Анкл Дэйв Мейкон и Ко регулярно меняют лейблы (1930 — Okeh Records, 1934 — Gennett Records, 1935 — Bluebird Records) и сотрудничают с другими командами и отдельными исполнителями кантри (Delmore Brothers, сыном Анкла Дэйва Доррисом Мейконом(Dorris Macon), Гленном Стегнером (Glenn Stagner), Джорджем Хэем (George Hay), Роем Экаффом (Roy Acuff), Биллом Монро (Bill Monroe) и Эрлом Скраггсом (Earl Scruggs)).

Благодаря этому пионеры музыки кантри умудрялись оставаться “на плаву” (и быть весьма востребованными на Grand Ole Opry) до самой смерти Анкла Дэйва Мейкона, наступившей в 1952 году. Настоящий парадокс — простенькие песенки старого погонщика мулов сумели не только выстоять перед напором сразу нескольких жанров-доминаторов (вестерн-свинга, хонки-тонка, хиллбилли-буги и других), но и обрести равное с ними внимание современников и потомков.

Сам же Анкл Дэйв Мейкон войдёт в историю как один из лучших шоуменов музыки кантри, своим непосредственным поведением, “концертными” выходками, сводившими с ума звукорежиссёров студий, и узнаваемым имиджем (расстегнутый воротник, полный рот золотых зубов и великолепные бакенбарды) на долгие годы установив моду на свободную музыку Дикого запада.