Долли Партон в молодости

Долли Партон (Dolly Parton)

Долли Партон
Нэшвилл-саунд
US
DOB: 01/19/1946

Женщина в кантри? Вы шутите?”. Ещё в середине ХХ века словосочетание “женщина” и “звезда кантри” с трудом увязывались друг с другом в мозгу обычного американского слушателя. Что же произошло такого, что в третьем тысячелетии представительницы прекрасной половины человечества стали составлять едва ли не лучшую часть кантри-сообщества?

А произошло вот что. На сцене появились и засияли как никогда три великие женщины: Пэтси Клайн, Лоретта Линн и героиня этой статьи — блистательная и непревзойдённая Долли Партон, настоящая икона и символ женского кантри, вдохновительница многих сегодняшних суперзвёзд (Шанайи Туэйн, например) и просто красивая женщина.

Детство и начало карьеры

Долли Партон в начале карьеры

Будущая всеамериканская знаменитость появилась на свет четвёртой из двенадцати детей в семье Роберта Ли Партона в самой глуши штата Теннесси. Партоны были бедны — настолько, что у отца не нашлось денег заплатить акушеру, и расплачиваться за появление на свет дочери Партону-старшему пришлось мешком овсянки.

Хорошей иллюстрацией происходившего тогда служит мегахит певицы Coat of Many Colors — в написанной в 1969 году песне очень детально изложено, в каких условиях приходилось расти маленькой Долли. Единственной отдушиной девочки была музыка. Бабушка Партон была проповедницей, и её внучка часто выступала в церквях. Талантливую девочку быстро заметили на радио и ТВ восточного Теннесси. Долли Партон едва исполнилось 10, а она уже выступала на двух местных шоу, а в тринадцать начала работу над первыми записями на маленьком независимом лейбле Goldband Records. Тогда же состоялся дебют юной кантри-певицы на Grand Ole Opry, ставший важной вехой в карьере: Джонни Кэш, которого Долли Партон встретила на шоу, поддержал талантливую девушку и посоветовал доверять себе.

Начинающая кантри-певица переехала в Нэшвилл, Теннесси, как только закончила школу. Столица музыки кантри приняла её довольно тепло: уже вскоре пришли первые успехи на сонграйтерском поприще: с десяток синглов, написанных Долли Партон, вошли в чарты, а два — забрались на самую вершину; исполнителями стали артисты первой величины — Китти Уэллс, Скитер Дэвис, Хэнк Уильямс-младший и другие. Исполнительский успех не заставил себя долго ждать: уже в 1965 году певицу подписала известная компания Monument Records (правда, видевшая в Долли Партон не кантри, а поп-певицу). Сама исполнительница хотела записывать кантри, но боссы с лейбла упорствовали, настаивая на том, что тембр голоса исполнительницы не подходит для направления.

К счастью, относительно неудачные поп-релизы середины шестидесятых не давали деятелям звукозаписи повода задуматься. Карьеру Долли Партон спасла песня Put It Off Until Tomorrow, взлетевшая в ТОП10 — но кантри-чарта. Певица получила свою возможность работать — и отблагодарила за доверие удачными песнями “Тупая Блондинка” (Dumb Blonde) и Something Fishy — первыми хитами для будущего альбома Hello, I’m Dolly.


Дебют Долли Партон на The Porter Wagoner Show

 

Долли Партон рвётся к славе: развитие карьеры

С выходом “Hello, I’m Dolly” к эффектной блондинке устремились взгляды самых маститых шоуменов. Первым в ряду наиболее отличившихся деятелей стал Портер Вагонер — автор и ведущий еженедельного музыкального шоу The Porter Wagoner Show. Долли Партон заменила в труппе другую суперзвезду — Норму Джин, что большинству фанатов сперва не пришлось по нраву. Но Портер Вагонер отстоял свой выбор перед аудиторией. Более того, он убедил Долли Партон подписаться со своим лейблом RCA Victor, и спел с дебютанткой дуэтом — The Last Thing on My Mind вышел в конце 1967 и взобрался на вершину кантри-чарта в январе 1968 года. Хит стал первым из десяти топ-чартеров дуэта.

К лету 1968 Долли Партон выпустила и собственную песню-успех — сингл Just Because I’m a Woman, добравшийся до 17 места в кантри-сегменте. Последовали и другие релизы — небезуспешные, но далёкие по популярности от дуэтов с Портером Вагонером. Даже классический In the Good Old Days (When Times Were Bad) с ними в конце шестидесятых и рядом не стоял, несмотря на признание позднее.

Долли Партон - звезда в ржавой ванне
Долли Партон — звезда в ржавой ванне

К семидесятым такое положение вещей стало напрягать и Партон, и Вагонера, вложившегося в подрастающую знаменитость и душевно, и финансово. Артист и продюсер предложил своей подопечной идею — записать кавер на старый хит Джимми Роджерса Mule Skinner Blues. Задумка сработала, моментально забравшись в ТОП-3 кантри чарта и проложив дорогу следующим хитам.

Первым собственным топ-чартером Долли Партон стал хит 1971 года «Joshua». В этом же году последовал Coat of Many Colors и несколько дуэтов с Портером Уогонером, в 1972 году — Touch Your Woman, в 1973 году — My Tennessee Mountain Home, Travelin’ Man и Jolene. Впрочем, последний дебютировал в чартах уже в 1974 году, собрав неплохую прибыль. Тем временем подошла к концу долгая история дуэтов Портер Вагонер-Долли Партон. Последний совместный концерт двух звёзд состоялся в апреле 1974 года. В середине года Долли Партон исчезла из эфира The Porter Wagoner Show. Работа над записями продолжалась чуть дольше, и последний совместный релиз вышел уже в 1975 году.

Долли Партон умудрилась и на разрыве профессиональных отношений добиться успеха. Её песня I Will Always Love You, вдохновением для которой послужили взаимоотношения с Портером Вагонером, стала номером один кантри-чарта, а сам Элвис Пресли изъявил желание записать на неё кавер. Правда, договориться с Королём Долли Партон не смогла — и это принесло ей миллионы долларов позднее. А пока певица наслаждалась всеми преимуществами популярности и славой кантри-исполнительницы номер один, выдавая на гора топ-чартеры один краше другого: Jolene, The Bargain Store, Love Is Like a Butterfly, I Will Always Love You и Please Don’t Stop Loving Me. Внимательному слушателю было очевидно — с каждым годом звучание Долли Партон делалось всё более и более попсовым.


Много лет прошло. Долли Партон исполняет I Will Always Love You в честь 50-летнего юбилея Портера Вагонера на сцене Grand Ole Opry

 

Десятилетие поп-музыки и возвращение в кантри (1976-1995)

Опопсение звучания редко доводит до добра. Так случилось и в случае Долли Партон, ушедшей из кантри-сегмента в поп-музыку на долгие десять лет (1976-1986 годы). Под управлением экс-кантри дивы открылось телешоу-варьете, её хиты перепевали лучшие кантри-исполнительницы (включая Эммилу Харрис, Роуз Мэддокс и Китти Уэллс), а звучание стало совершенно мейнстрим-ориентированным. Альбомы All I Can Do, New Harvest … First Gathering (1977) были поп-музыкальными по сути — но имя Долли Партон сыграло с ними злую шутку. Последний возглавил чарты в кантри-сегменте вопреки желанию самой артистки, видевшей его кроссовером. Публика не верила, что Долли Партон больше не выпускает музыку кантри.

В результате разочарованная Долли Партон обратилась к поп-продюсеру Гэри Клайну, под руководством которого был записан альбом Here You Come Again — насквозь попсовый, но впервые для певицы разошедшийся миллионным тиражом и снова занявший номер один в кантри-чарте (а титульный трек возглавил чарт синглов). Что характерно, в насквозь опопсевшем мейнстримовом кантри 1970-х альбом принёс Долли Партон “Грэмми” в кантри-сегменте. Хотя усилия певица аж до середины восьмидесятых прилагала огромные усилия по продвижению своих работ в поп-музыке, её имя продолжало работать против неё — хит за хитом возглавлял кантри-чарт, не принося ожидаемого прорыва в поп-сегменте.

Сама Долли становилась всё более и более медийной персоной. Приглашения на ТВ, интервью в популярных изданиях, участие в крупнейших шоу в качестве ведущей и со-ведущей, специальные приглашения на персональные ТВ-шоу знаменитостей (например, Шер) — популярность Партон росла просто скачками. Наконец в феврале 1981 года Долли Партон добилась своего: записанный ей саундтрек к фильму «С девяти до пяти» возглавил сразу три сегмента — кантри, поп и кроссовер. До середины 1980-х Долли Партон выпустила ещё с десяток крепких хитов, из которых половина возглавила поп-чарт, открыла собственный парк развлечений “Доллиленд”… И вдруг решилась вернуться на стезю музыки кантри.

Сообщницами по возвращению стали Эммилу Харрис и Линда Ронстедт, с которыми Партон записала альбом-веху Trio (1987). Слушатели оценили: пять недель на вершине кантри-чарта Биллборд, 4 хита топ-чартера и тираж в несколько миллионов копий тому подтверждением. Не остались в стороне и критики: награды “Грэмми” за лучшее коллективное исполнение, номинация на “Альбом года” стали достойным подтверждением того, что у Долли Партон осталось ещё много недосказанного в музыке кантри. Сама певица с этим не сразу согласилась — потребовалась ещё пара не самых успешных поп-релизов (альбом Rainbow 1987 года, например).

Зато после этого Долли Партон сконцентрировалась на музыке кантри по-полной: альбом «White Limozeen» (1989) дал миру два хита для вершины кантри-чарта Биллборд и обнадёжил фанатов. Достойного продолжения, однако, не последовало: поднявшаяся в девяностые волна застойного поп-кантри смыла Партон с Олимпа вместе со многими другими ветеранами музыкального цеха. О чем говорить, если крупнейшим достижением последнего десятилетия для Долли Партон стала не её запись, а кавер-версия её песни I Will Always Love You, записанная Уитни Хьюстон для саундтрека к фильму “Телохранитель” (1992). Ничего даже близко сравнимого с успехом этой песни Партон в девяностых так и не сделала.

Поздний этап карьеры Долли Партон: 1995-наше время

Долли Партон в наши дни
Долли Партон в наши дни

Несмотря на определенный упадок, произошедший с Долли Партон в начале девяностых, к середине десятилетия заслуженная исполнительница-таки сумела отчасти восстановить позиции. Поспособствовали этому крепкие релизы — Something Special (1995) и Treasures (1996 год, сборка кавер-версий хитов 70-х от разных сонграйтеров — Пита Сигера, Нила Янга, Криса Кристофферсона и других).

В 1998 году Долли Партон умудрилась зацепить даже довольно далекий от неё по имиджу кантри-рок с альбомом Hungry Again — в чарты не попала, но радио-диджеи с пониманием отнеслись к эксперименту и дали сравнительно неплохое время в ротации для топ-синглов Salt in my Tears и (Why Don’t More Women Sing) Honky Tonk Songs. Вслед за этим релизом последовала очередная бомба: Эммилу Харрис, Линда Ронстедт и Долли Партон снова сообразили на троих неплохую пластинку Trio II. Составленный из отменных треков, альбом принёс троице “Грэмми” и поспособствовал включению Долли Партон в Зал Славы Музыки Кантри в 1999 году.

На рубеже тысячелетий исполнительница углубилась ещё больше в традиционное кантри, взяв на вооружение блюграсс. Олд-тайм музыка вдохновила Долли Партон на целую серию альбомов: The Grass Is Blue (1999, “Грэмми” за лучший блюграсс-альбом) Little Sparrow (2001), Halos & Horns (2002) с блюграсс-кавером на нетленку Led Zeppelin Stairway to Heaven и Those Were The Days (2005). Правда, вдохновением для последнего альбома послужил не блюграсс, а музыка времен Фолк-Возрождения (1960-70) — не олд-тайм, но определенно ретро. Работа над релизами не стала единственным занятием Долли Партон. Создание собственной звукозаписывающей компании, работа в кино (из-за саундтрека к драме о транссексуалах “Трансамерика” певица даже получала записки с угрозам и) и дуэт с молодым Бредом Пейсли изрядно разнообразили жизнь звезды в середине двухтысячных.

Конец десятилетия выдался более спокойным: в 2007-08 вышли первые релизы, записанные на собственной компании Долли Партон — Better Get to Livin’ и сверхуспешный Backwoods Barbie, дебютировавший в чарте альбомов Биллборд на рекордном для артистки 17 месте. За ними последовала крупномасштабная компиляция Dolly (2009) из 99 хитов, собранных по всей карьере певицы, и концертник Live From London, плюс совместная работа с Билли Рэем Сайрусом — пластинка Brother Clyde, альбом Better Day и коллаборация с Кенни Роджерсом для его альбома You Can’t Make Old Friends.

В 2014 году Долли Партон умудрилась добиться едва ли не крупнейшего успеха в жизни с выдающимся альбомом Blue Smoke, дебютировавшем в чарте Биллборд на 6 месте и быстро достигшем второго места кантри-чартов США и чарта альбомов Британии. Финальной вишенкой на торте стало выступление Долли Партон на знаменитом фестивале в Гластоберри перед сотней тысяч поклонников.