Группа The Grateful Dead

Группа The Grateful Dead

The Grateful Dead
US

Трое погибших клавишников. 35 миллионов альбомов, проданных по всему миру. 57 место в рейтинге “Исполнители всех времён и народов” журнала Rolling Stone. Членство в Зале Славы Рок-н-ролла и записи в национальном реестре Библиотеки Конгресса. Новаторы и экспериментаторы. Величайшие импровизаторы, смешавшие воедино рок, фолк, кантри, блюграсс, регги, джаз и психоделику. Всё это — “The Grateful Dead”.

История “The Grateful Dead”: ранний период

История “благодарных мертвецов” начинается, как ни странно для нежити, в солнечной Калифорнии. Там, в городке Пало Альто в 1965 году появляется группа “The Warlocks” — вокалисты-гитаристы Джерри Гарсия (Jerry Garcia) и Боб Уиир (Bob Weir), клавишник Рон “Свинюшник” МакКернан (Ron «Pigpen» McKernan), басист Фил Леш (Phil Lesh) и барабанщик Билл Кройцманн (Bill Kreutzmann).

Почти сразу состоялся первый концерт нового ансамбля — 5 мая 1965 года Гарсия&Ко отыграют программу в пиццерии “Magoo’s Pizza” и коллектив прекратит своё существование. Но — не распадётся. Просто вскоре после концерта до музыкантов дойдут слухи о существовании и других групп под названием “The Warlocks” (одна из которых успеет заключить под этим названием контракт, а вторая вскоре будет переименована в Velvet Underground), и они сменят название своего коллектива на “The Grateful Dead”.

В своей автобиографии Фил Леш объяснит происхождение столь странного имени: “Джерри Гарсия рылся в старом словаре Britannica… и…своим чистым серебристым голосом говорит мне: “Мужик, как насчёт: “The Grateful Dead”[рус. “благодарный мертвец”]?” Значение у словосочетания было такое: “душа призрак умершего, благодарящая тому, кто из благородных побуждений организует похороны его тела”.”

Группа The Grateful Dead

Первый концерт группы под новым названием состоится в Сан Хосе, Калифорния, уже в декабре 1965 года на “Кислотном тесте” — одной из знаменитых массовыми “дегустациями” тогда ещё легального ЛСД нарковечеринок, организованных писателем-хиппи Кеном Кизи. Записей с концерта, к сожалению, не сохранилось, зато приглашённые на следующую аналогичную вечеринку “мертвецы” познакомились со своим будущим менеджером Роком Скалли (Rock Scully), пионером мультимедиа-презентаций Стюартом Брэндом (Stewart Brand) и “Кислотным Королём” Оусли Стэнли (Owsley Stanley), снабжавшим вечеринки ЛСД.

Последний — подпольный “химик” и ЛСД-делец, позже станет первым звукорежиссёром, спонсором (оплачивая жилье и покупая инструменты и оборудование) и “летописцем” группы, записавшим бесценный материал из более 2 тысяч выступлений команды. Ему же будет принадлежать и идея знаменитого лого “Steal Your Face» (оно же «Stealie», оно же “SYF”) — черепа с разрядом молнии на сине-красном фоне с обложки одноименного двойного альбома The Grateful Dead 1976 года.

Гарсия после вспоминал: “Да мы тогда исключительно за счёт Оусли (Стэнли) жили. Он хотел конструировать для нас оборудование, а мы хотели помочь ему в роли подопытных кроликов для его экспериментов”.

История “The Grateful Dead”: 1967-1970 годы

Помимо полезных знакомств, участие в нарковечеринках принесло The Grateful Dead некоторую известность в андеграунд-кругах, в особенности среди хиппи. Постепенно увеличивается число самых преданных фанатов — “deadheads”(“дедхеды”), что на русский можно приблизительно перевести как “мертвалисты” (как “metalheads” — “металлисты”). В начале 1967 года группа даёт один из крупнейших своих концертов — на сей раз для кришнаитов и им сочувствующих в храме Харе Кришны в Сан Франциско. Тогда на одной сцене с “мертвецами” выступили и другие культовые личности — основатель кришнаитства Бхактиведанта Свами, поэт Аллен Гринсберг, певица Дженис Джоплин.

Вскоре после концерта студия Warner Bros выпускает и первую пластинку The Grateful Dead — “The Grateful Dead”. Слушатели отметили оригинальную вокальную концепцию группы, в которой голоса Гарсии, Виира и МакКернана (к которым иногда присоединялся тенор Фила Леша) составляли согласованное созвучие, а также игру ударника Билла Кройцмана и присоединившегося к группе в сентябре 1967-го года второго барабанщика и перкуссиониста Микки Харта (Mickey Hart).

Успех записи мотивирует музыкантов продолжать работу. Выходят альбомы «Anthem of the Sun” (1968), “Aoxomoxoa” (1969) и сборник живых записей “Live/Dead” (1969).

История “The Grateful Dead”: 1970-1975 годы

К 1970-му году у группы уже формируется более чем солидная группа слушателей, приятелей и соучастников по “филателии” — употреблению ЛСД и других наркотиков. Впрочем, близкое знакомство группы с наркотиками не могло долго оставаться безнаказанным. Уже в январе 1970-го, отправившиеся с мини-турне в Новый Орлеан The Grateful Dead попали в отеле под полицейскую облаву. 19 человек угодили в участок за владение наркотиками, а за самих музыкантов пришлось вносить залог, чтобы они смогли отыграть запланированный концерт.

Впрочем, почти все “мертвецы” впоследствии были оправданы — за исключением звукорежиссёра Оусли Стэнли, к которому за ЛСД-варение уже возникли претензии и в Калифорнии. Событие позже вдохновило The Grateful Dead на написание композиции “Truckin’” (альбом American Beauty), достигшей 64 места в чарте ТОП100 1970-го года.

В том же году музыканты впервые вплотную обращаются к музыке кантри, выпустив в июле кантри-рок альбом Workingman’s Dead,а чуть позже и записанный с сильными влияниями фолка, блюграсса и музыки вестерн American Beauty. Оба релиза вышли особенными.

Во-первых, они стали первыми, принесшими группе коммерческий успех. Во-вторых, в обоих альбомах к минимуму была сведена роль лид-гитары, вместо которой Джерри Гарсия использовал традиционную для музыки кантри стил-гитару. В-третьих, именно в ходе работы над American Beauty Гарсия познакомился с виртуозом-мандолинистом Дэвидом Грисманом (David Grisman) — человеком, чьи идеи и в дальнейшем очень пригодятся “мертвецам”.Группа The Grateful Dead

Сразу после выхода альбомов The Grateful Dead принимаются за работу над очередной пластинкой. Однако к её релизу они подойдут уже обновленным составом: в феврале 1971 года из группы уйдёт второй барабанщик Микки Харт. Перемены слегка притормозят плодовитых “мертвецов”, задержав новый релиз до осени того же года. Наконец, в октябре 1971 альбом Skull Fuck все же увидел свет — и был немедля переименован в “Grateful dead” по требованию руководства звукозаписывающей компании Warner Bros.

Grateful dead стал вторым по порядку двойным “живым” альбомом музыкантов и, в отличии от Live/Dead, не был в первую очередь посвящён только экспериментам в рамках психоделик-рока. На сей раз музыка была гораздо богаче на заимствованные из других музыкальных течений (фолка, рок-н-ролла) элементы и новшества, что прибавило группе поклонников — причем не только в США, но и в Западной Европе. Интерес к The Grateful Dead в Старом свете был настолько силен, что запланированное на 1972 год турне ни для кого не стало неожиданностью.

Между тем, в коллективе снова появляются новые лица. “Свинюшник” МакКернан стремительно спивается, и к группе присоединяется ещё один клавишник — Кит Годшо (Keith Godchaux), а чуть позже, в качестве бэк-вокалистки, и его жена Донна Джин Годшо(Donna Jean Godchaux). В обновленном составе группа и вылетает в Европу, и гастроли удаются на славу. The Grateful Dead активно записывают свои выступления и вскоре выпускают тройной и третий по счёту лайв-альбом Europe ’72 — венец эволюции “мертвецов” в рамках музыки кантри. Ни до, ни после него они не добивались лучшего сочетания фолка, блюграсса и хонки-тонка.

Однако, к сожалению, европейский тур группы запомнился не только хорошим. В ходе него было окончательно подорвано здоровье клавишника Рона “Свинюшника” МакКернана. Будучи больше не в состоянии гастролировать вместе с группой, музыкант покинул “мертвецов” в июне 1972-го года. Europe ’72 стал его последней работой — уже в марте 1973 года последствия пьянства свели МакКернана в могилу. Смерть клавишника, однако, нисколько не замедлила группу.

Новые музыканты уже успели влиться в её состав, и работа над новым студийным альбомом закипела вовсю. На этой раз в качестве цели для эксперимента стал джаз — одно из любимых направлений клавишника Кита Годшо. Ударная работа дала свои плоды. Вышедший в октябре 1973 года на собственном лейбле Grateful Dead Records альбом Wake of the Flood моментально побил по коммерческим показателям все предыдущие пластинки группы, мотивировав музыкантов засесть за работу над новыми записями. Принцип “куй железо, пока горячо” они понимали неплохо.

Взяв на сей раз на вооружение элементы эйсид-рока (acid rock), фолк-рока, психоделик-рока и блюз-рока, The Grateful Dead уже в июне следующего года выпускают From the Mars Hotel, несколько менее успешный по сравнению с предшественником (всего 16-е место в поп-чарте Billboard 1974 года). Через некоторое время после его выхода музыканты решают временно отказаться от гастролей и сконцентрироваться на собственном фильме — частично записи концерта, частично документальной картине о ранней карьере. В ходе работы в группу возвращается барабанщик Микки Харт — и, хотя мало кто мог это предполагать, на этот раз остаётся насовсем.

История “The Grateful Dead”: 1975-1980 годы

После выхода фильма в 1975 году The Grateful Dead снова принимаются записывать альбомы — на сей раз экспериментируя с большинством популярных поджанров рок-музыки тех времен (от джем-рока до кантри-рока) и сдобрив получившийся “коктейль” знатной порцией блюза и психоделик-блюза. В сентябре 1975 года “свежая” пластинка под названием Blues for Allah выходит в свет и сразу забирается вплотную к ТОП10 поп-чарта Billboard — на 12 место. Хит «The Music Never Stopped», вышедший в виде сингла, занимает 81 строчку в чарте — и едва ли это тот результат, которого ожидали сами “мертвецы”.

Группа The Grateful DeadВозможно, это имело какое-то значение для группы, возможно — нет, но, как бы то ни было, в 1976 году The Grateful Dead отменяют своё решение о перерыве в живых концертах и снова пускаются в странствия по стране, заодно подписав контракт с компанией Arista Records и выпустив очередной лайв-сборник Steal Your Face. Именно на его обложке впервые появится легендарное лого с черепом и молнией. Через год, в 1977, по контракту с Arista выйдет девятый студийный альбом группы — Terrapin Station. На сей раз “мертвецы” неплохо поработали над модным в то время сочетанием прогрессивного рока и арт-рока в духе групп Yes и Genesis. Эксперимент принёс успех — альбом становится золотым с полумиллионом проданных копий, а также забирается в первую тридцатку чарта. Последовавший в 1978 году Shakedown Street с его смесью фанка, джем-рока и диско повторит коммерческий успех предшественника и лишь чуть-чуть уступит ему в чартах, заняв 41 место.

У группы, как казалось, наступили счастливые времена. Однако неприятности пришли изнутри. На этот раз слабым звеном стали супруги Кит и Донна Джин Годшо. Хотя кокаином в турне баловалась вся группа, только эти двое регулярно становились источниками проблем. Донна, особенно будучи под кайфом, не особенно хорошо делала свою работу “вживую”, а Кит со временем крепко подсел на тяжёлые наркотики. У The Grateful Dead практически не оставалось выбора, и в начале 1979 года чета Годшо покинула группу и сформировала свою — “The Heart of Gold Band”, просуществовашую до гибели Кита Годшо в автокатастрофе в 1980 году.

История “The Grateful Dead”: 1980-1995 годы

На место выбивших в The Grateful Dead пришёл талантливый вокалист и клавишник Брент Мидленд (Brent Mydland), сумевший достаточно быстро повлиять на мнения новых коллег по группе относительно звучания.
Уже в Go to Heaven (1980)б первом же записанном при его непосредственном участии альбоме, вклад Мидленда получил отдельные похвалы критиков, хотя в целом реакция на альбом была скорее негативной. В музыкальной среде преобладали отзывы вроде: “лишённая вдохновения чушь”, хотя на попадании в чарты это не сказалось — 23 место в Billboard тому подтверждением.

Относительная неудача команды объяснялась, к тому же, резко обострившимися проблемами со здоровьем у Джерри Гарсия. Десятилетия потребления наркотиков дали о себе знать — бодро передвигаться, да и просто энергично выглядеть у Гарсии получалось всё хуже и хуже. У него и у всей группы резко упала продуктивность. После выхода Go to Heaven, фанатам коллектива пришлось забыть о студийных альбомах аж до 1987 года. Слегка подсластят пилюлю кантри-рок лайв-сборники Reckoning (акустический) и Dead Set (на электроинструментах), вышедшие в 1981 году.Группа The Grateful Dead

Вообще, «шесть лет тишины» уместили в себя массу событий. Джерри Гарсия, например, с переменным успехом боролся с наркотической зависимостью, окончательно одолел недуг в 1985 году. Лечение и испытания для него, впрочем, на этом не закончатся — уже в 1986 Гарсия на несколько дней впадет в диабетическую кому и с огромным трудом выкарабкается с того света.

Вдохновлённая выздоровлением лидера команда снова засядет в студию и в 1987 году выдаст неплохой альбом In the Dark и рвавший чарты сингл «Touch of Grey», обеспечившие обновленной группе резкий взлёт популярности в конце восьмидесятых-начале девяностых.

Особенно неистово The Grateful Dead зажигали вживую, выкладываясь по полной и на каждом концерте собирая забитые до отказа залы. Способствовало тому и совместное турне с Бобом Диланом (Bob Dylan) — лайв-альбом Dylan & the Dead (1989) также имел неплохие продажи в США.

Вскоре группа записывает очередной студийник — Built to Last, наиболее близкий идеям Брента Мидленда. 4 из 9 откровенно-роковых песен, входящих в оригинальный треклист, были написаны именно клавишником — и, судя по очередному “золоту”, 27-му месту в поп- и 8-му в мейнтрим-рок чарте, потенциал у Мидленда ещё был далеко не исчерпан. Резкий взлёт The Grateful Dead, казалось, ничто не могло остановить.

Но лето 1990 перечеркивает всё: клавишник Брент Мидленд, баловавшийся наркотиками, получает передозировку и умирает, а лишившаяся одного из творцов группа оказывается перед необходимостью в очередной раз перестраиваться. На место погибшего приходят Винс Уэлник (Vince Welnick) из The Tubes и Брюс Хорнсби (Bruce Hornsby) из The Range — но, не считая нескольких лайв-альбомов и компиляций, The Grateful Dead уже не смогут ничего записать.

Пройдёт совсем немного времени, и букет обострившихся заболеваний и зависимостей загонит Джерри Гарсия на больничную койку реабилитационного центра, где 9 августа 1995 года один из отцов основателей группы умрёт от сердечного приступа. С его уходом завершается и история The Grateful Dead. Посчитав невозможным продолжать выступать без своего давнего друга, Фил Леш, Боб Уиир, Билл Кройцман и Микки Харт объявляют об официальном распаде группы.