Мерл Хаггард (Merle Haggard)

Мерл Хаггард (Merle Haggard)

Мерл Хаггард (Merle Haggard)
Бейкерсфилд-саунд, outlaw country
Певец
US
DOB: 04/06/1937

Среди культовых исполнителей аутло-кантри не так уж много тех, кто в своём творчестве обращался к Бейкерсфилд-саунду. Исключение — Мерл Хаггард, культовый представитель кантри вне закона и второй отец-основатель Bakersfield-sound после Бака Оуэнса (Buck Owens).

Мерл Хаггард: ранние годы

Будущий исполнитель кантри вне закона появился на свет в калифорнийском городке Бейкерсфилд в семье Джеймса Френсиса и Флосси Мэй Хаггард, беженцев из Оклахомы, согнанных из родного штата Великой Депрессией, засухой и пожаром, в то время живших в переделанном из товарного вагона домишке. Детство будущей звезды аутло-кантри едва ли могло быть счастливым в таком антураже — да и, собственно говоря, счастливым и не было. Отец Мерла рано умер от кровоизлияния в мозг, и это событие повлияло на всю последующую жизнь певца.

Чтобы прокормить детей, Флосси Мэй Хаггард пришлось тяжело трудиться днями напролёт, и она просто не успевала особенно уделять внимание воспитанию детей. Маленький Мерл Хаггард быстро превратился в неуправляемого парня, лучшим занятием которого было днями напролёт подбирать на слух аккорды песен Боба Уиллса (Bob Wills), Хэнка Уильямса (Hank Williams) и Лефти Фрицла (Lefty Frizzell). В остальное время мальчик воровал и подделывал чеки — и уже в 13 лет впервые оказался в тюрьме.

Мерл Хаггард (Merle Haggard) в начале карьеры
Мерл Хаггард (Merle Haggard) в начале карьеры

Отсидев несколько месяцев и освободившись, Мерл Хаггард немедля удрал из дома и отправился бродяжничать по Техасу, катаясь на поездах и попутках из города в город и возвратясь домой лишь спустя год блужданий. Ничего хорошего его, однако, там не ожидало. «Блудный сын» Мерл Хаггард сразу же попал под арест по обвинению в ограблении — впрочем, на сей раз по ошибке. Однако история повторяется — освободившись, подросток снова сбегает из дома и отправляется в дальние края — на сей раз в город Модесто, Калифорния. Там ушлый парень успевает перепробовать с десяток рабочих специальностей, дебютирует на сцене бара “Fun Center” за супергонорар из бокала пива и 5$ наличными и возвращается в Бейкерсфилд — и скорее всего зря.

Прогулы, кражи и другие нарушения закона снова привели его в исправительный центр для несовершеннолетних — из которого, впрочем, Мерл Хаггард в очередной раз удрал. На этот раз неудачно — уже вскоре его поймали и отправили в строго охраняемую Престонскую Технологическую школу, где он провёл ближайшие полтора года. А после история повторяется: Мерл Хаггард выходит, попадается на попытке ограбления и избиении, и снова возвращается в тюремную школу.

Отмотав очередной срок, Хаггард выходит, и, нежданно-негаданно, в его жизни происходит важнейшее событие: Лефти Фрицл (Lefty Frizzell) приезжает в Бейкерсфилд с концертом, Хаггард идёт на него и поёт песни Фрицла возле сцены. Услышавший пение паренька Фрицл впечатлен настолько, что отказывается петь, пока Мерлу Хаггарду не позволят выступить первым. Заступничество легенды музыки кантри, естественно, имело силу — в тот вечер у юного бандита и бродяги состоялся первый в жизни полноценный дебют на сцене, неожиданный и неожиданно-успешный. Его пение пришлось по душе публике, и в этот вечер Мерл Хаггард и решил окончательно посвятить себя музыке.

Закоренелый бандит начинает искать для себя возможности выступать — и, к своему разочарованию, обнаруживает, что даже будучи вполне востребованным не только на сцене местных ночных клубов, но и на ТВ, не может зарабатывать на жизнь одной лишь музыкой. Какое-то время он даже совмещает работу в поле с выступлениями, однако эта «белая полоса» в его жизни скоро заканчивается. Очень скоро Мерл Хаггард обнаруживает себя в плачевном финансовом положении и, как в ранней юности, пытается поправить благосостояние быстрым, лёгким и незаконным путём, попытавшись ограбить придорожную закусочную. За это несостоявшийся кантри-певец попадает сначала в местную тюрьму, а после, из-за провальной попытки побега, в знаменитый своими жесткими условиями содержания Сан-Квентин.

Уже там до него доходит известие, что жена ждёт ребенка не от него, и Мерл Хаггард попросту слетает с катушек. Вместе с другим заключенным по кличке “Кролик” он пытается планировать побег (от чего его, впрочем, сумеют отговорить сокамерники), организует в камере игорный и самогонный бизнес, попадается охране в доску пьяным и в конце концов оказывается в блоке особо строгого режима. Там и происходит очередное ключевое для жизни Мерла Хаггарда знакомство — на этот раз с Кэрилом Чессменом (Caryl Chessman), ожидавшим смертной казни насильником, грабителем и убийцей, ставшим в заключении писателем. На его примере перед глазами Мерла встали все прелести существования смертника.

Как раз в то время в тюрьму вернули и сумевшего удрать “Кролика” — только для того, чтобы казнить за убийство полицейского. Произошедшая на глазах Мерла Хаггарда смерть “Кролика”, удручающее и безвыходное положение Чессмена заставили молодого преступника круто изменить взгляды на мир. Вскоре, выйдя из особо строгого режима, он уже прилежно трудился на тюремной текстильной фабрике, получил диплом о законченном среднем образовании и играл в тюремной кантри-группе, на что его вдохновил своим концертом Live at San Quentin 1958 Джонни Кэш (Johnny Cash).

В результате к своему освобождению в 1960-м году Мерл Хаггард стал во многом другим человеком. Впервые за всю жизнь он покинул стены тюрьмы с твёрдым намерением начать жизнь заново — не будь его, едва ли он сумел бы преодолеть четыре первых месяца после освобождения, период, который он сам называл позднее «самым сложным временем в жизни». Привыкание к свободе после десятилетий блужданий по тюрьмам проходило очень тяжело; Мерл Хаггард даже подумывал о возвращении за решетку.

Мерл Хаггард: становление звезды кантри

Мерл Хаггард (Merle Haggard)

Сам певец признавал — без поддержки родных и друзей он не смог бы вернуться в нормальную жизнь. Одним из тех, кто спас Мерла Хаггарда от очередного заключения, стал его брат, снабдивший едва вышедшего на свободу музыканта работой в своем строительном бизнесе — для него Мерл копал котлованы и занимался прокладкой электрокабеля. Тяжелая работа отвлекла его от дурных мыслей, и со временем жизнь вернулась в нормальное русло. Вскоре Мерл Хаггард вновь появился на сцене — и, более того, подписал первый контракт со звукозаписывающей компанией Tally Records. Музыкант без всяких проблем сумел вписаться в развиваемое в Бейкерсфилде Баком Оуэнсом направление Бейкерсфилд-саунд — главного и единственного на тот момент выраженного конкурента поп-ориентированному Нэшвилл-саунду.

В 1962 году Мерл Хаггард записывает первую собственную песню — Skid Row, с которой попадает на шоу Винна Стьюарта (Wynn Stewart). Услышав в исполнении Винна «Sing a Sad Song», Мерл загорается идеей сделать кавер-версию, на что получает одобрение автора:

Вышедший в 1964 году сингл Мерла Хаггарда «Sing a Sad Song» становится популярным по всему США — и для удачного старта карьеры певцу оставалось, пожалуй, только написать собственный хит. В 1965 году ему удаётся и это -таким “стартером карьеры” становится песня «(My Friends Are Gonna Be) Strangers», которая сразу забирается в верхнюю десятку кантри-чарта и вдохновляет исполнителя на новые хиты:

Появившимся к тому времени персональным фанатам певца долго ждать не приходится. 1966 год, сингл “I’m a Lonesome Fugitive”, первое место кантри-чарта — пик успеха Мерла Хаггарда у публики. Как сам певец напишет позже, ни до, ни после ни одна его песня не была до такой степени популярна:

На волне успеха высоко в чартах сумеют забраться и последующие релизы: вестерн-свинг трибьют-альбом “Same Train, Different Time: A Tribute to Jimmie Rodgers” (1968), и полный юмора «Okie From Muskogee» (1969) — политическое заявление Мерла Хаггарда и его острая реакция на антивоенные настроения в обществе. Синглы «I Wonder If They Think of Me», «I Wonder If They Think of Me» и «Okie From Muskogee» стали хитами сразу после выхода альбома; их даже признавали гимном “молчаливого большинства” и законодателями моды в создании патриотических кантри-песен.

Эти и другие мелодии с пластинки также породили волну кавер-версий: The Everly Brothers, The Grateful Dead, и Джоан Баез (Joan Baez) переиграют “Mama tried” и «Sing Me Back Home» в 1968-69 годах, неоднократно исполнив песни вживую.


Тем временем Мерл Хаггард записал и выпустил очередной трибьют-альбом — “A Tribute to the Best Damn Fiddle Player in the World (or, My Salute to Bob Wills)”, фактически возвратив публике подзабытый ею вестерн-свинг.

Мерл Хаггард: пик популярности и спад

К началу 1970-х успех всех выпущенных альбомов укрепил позиции Мерла Хаггарда не только на эстраде, но и в обществе. Музыкант просто доминирует в чартах с хитами «Carolyn», «Someday We’ll Look Back», «Always Wanting You», «Grandma Harp», «The Roots of My Raising» — и в марте 1972 года это приносит неожиданный эффект.

Рональд Рейган, тогда бывший губернатором Калифорнии, официально прощает Мерлу Хаггарду все прошлые преступления — и аутло-певец незамедлительно «отплачивает» политику хитом “If We Make It Through December”, посвящённым печальным последствиям экономического кризиса для простых людей:

С выходом этого сингла за Мерлом Хаггардом окончательно закрепляется слава “певца рабочих”, а изображение певца появляется на обложке влиятельнейшего журнала TIME. Что удивительно, хит становится одним из последних чартовых успехов музыканта в 1970-90-е — музыкант будет сниматься на ТВ, напишет немало треков для сериалов, даже получит Grammy за лучший мужской вокал в 1984 году, а вот былого успеха в чартах повторить уже не удастся. Молодые исполнители-кантри (Джордж Стрейт (George Strait), Рэнди Трэвис (Randy Travis), Гарт Брукс (Garth Brooks)) сумеют вытеснить Мерла Хаггарда (за исключением 1988 года, когда сингл «Twinkle, Twinkle Lucky Star» с альбома Chill Factor всё-таки станет №1 на какое-то время) — и в девяностые он выпадет из внимания слушателей.

 

Мерл Хаггард: возвращение аутло

Мерл Хаггард (Merle Haggard) в наши дни

Приход нового тысячелетия принесет много нового и в кантри-музыку, включая “обновленного” (как бы странно это ни звучало в отношении человека семидесяти лет) Мерла Хаггарда. Ветеран наделает изрядно шороху, объявив в 2000 году о подписании контракта с независимым лейблом Anti и незамедлительно выпустив тепло принятый критиками If I Could Only Fly и трибьют-альбом “Roots, vol. 1” с кавер-версиями хитов Лефти Фрицла, Хэнка Уильямса-старшего, Хэнка Томпсона (Hank Thompson) и тремя новыми песнями самого Хаггарда.

Начинало казаться, что годы не властны над музыкантом. Концерт следует за концертом, да и работа над альбомами кипит: уже в 2003 году Мерл Хаггард записывает очередной студийный диск “Haggard Like Never Before», в 2005 выпускает “Chicago Wind”, а в 2007 году приобщается к блюграссу и издаёт “The Bluegrass Sessions”. Не каждый молодой исполнитель сегодня может похвастаться такой продуктивностью! И всё же, в 2008 и Мерлу Хаггарду пришлось слегка снизить темпы работы из-за приключившейся прямо в разгар турне болезни — которая, впрочем, не смогла задержать его надолго. Не пришлось даже отменять гастроли, успешно завершившиеся осенью того же года.

Последний же на данный момент альбом, “I Am What I Am”, Мерл Хаггард выпустил в 2010 году. Несмотря на в целом положительные отзывы критиков, релиз не смог взобраться выше 18 места в кантри-чарте Billboard TOP200 — что, однако, остаётся недостижимой высотой для тысяч и тысяч исполнителей кантри США, Канады и Австралии.