Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers)

Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers)

Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers)
Хиллбилли
Певец
US
DOB: 09/08/1897

В истории музыки кантри много удивительных страниц. Одна из них — формирование самого первого country&western звучания, рост его популярности и получение им признания публики. И можно долго спорить насчёт того, которые из старых жанров народной американской музыки повлияли на этот процесс в большей или меньшей степени, кто из музыкантов, продюсеров, звукорежиссёров вложил в них больше идей, но очевидным останется одно — ничего в современной музыке кантри просто не было бы,Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers) не будь Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers), главной звезды раннего Country&Western и общепризнанного “Отца Музыки Кантри”.

Джимми Роджерс — начало карьеры кантри-музыканта

Джеймс “Джимми” Роджерс появился на свет относительно недавно для родоначальника такого масштабного явления, как современная музыка кантри — 8 сентября 1897 года не то в Меридиане, Миссиссипи, не то в Гейгере, Алабама. Для сравнения, один из его главных конкурентов по кантри-сцене 1920-х, “дедушка музыки кантри” Анкл Дэйв Мейкон (Uncle Dave Macon) почти на 30 лет старше! Джимми был шестым из семи детей путевого обходчика Аарона Роджерса, его мать умерла, когда мальчику было всего шесть, отец женился во второй раз, и детство, разумеется, не было для паренька безмятежным временем.

Зато, как и многие другие успешные артисты, Джимми Роджерс очень рано почувствовал призвание развлекать людей. К 13 годам шустрый паренек успел дважды отличиться организованными “турне”, сорванными лишь благодаря бдительности мистера Роджерса-старшего, быстро возвращавшего парня домой. Впрочем, устав от выходок сына, Аарон Роджерс постарался как можно раньше приставить его к делу и устроил на железнодорожную станцию водоносом. Казалось бы, что могло быть дальше от карьеры музыканта!

Но в жизни случается всякое. Именно коллеги-железнодорожники и бродяги, во все времена рыскавшие возле вокзалов, обучили Джимми Роджерса движениям народных “рабочих” танцев афроамериканцев, а также простейшим приемам игры на струнных инструментах что, впрочем, не особенно приблизило для мальчика успех на сцене. Должны были пройти десятилетия, за которые Роджерс успевает подняться по карьерной лестнице до кондуктора, переехать в Новый Орлеан, заболеть туберкулёзом, попробовать организовать собственное шоу (только для того, чтобы передвижной шатёр в один прекрасный день сдуло ураганом), снова наняться на железную дорогу и наконец окончательно потерять работу из-за болезни в 1927 году.
Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers)
Лишь тогда, обнаружив себя в сложных жизненных обстоятельствах, Джимми Роджерс и предпринимает невероятной важности для его карьеры путешествие в Эшвилль, Северная Каролина, в ходе которого бывший железнодорожник знакомится с музыкантом Отисом Кюйкендаллем (Otis Kuykendall) и образует с ним дуэт. Новорожденный коллектив тут же нанимает на работу первая и единственная на тот момент городская радиостанция WWNC. Парочка отработает не без успеха — уже несколько месяцев спустя Джимми Роджерс нанимает группу “The Tenneva Ramblers” и стартует на станции собственную еженедельную программу «The Jimmie Rodgers Entertainers.»

В конце лета 1927 года происходит необыкновенно-значительное для каролинского захолустья событие — Ральф Пир (Ralph Peer), представитель “Victor Talking Machine Company”, устраивает прослушивание местных талантов в соседнем с Эшвиллем городке Бристоль. Джимми Роджерс и его музыканты, разумеется, его просто не могли пропустить. 3 августа 1927 года группа выступает перед Пиром в пустом складском помещении — и тот незамедлительно соглашается устроить для музыкантов сессию звукозаписи. Обрадованные музыканты тут же бросились делить потенциальные прибыли, и уже к утру 4 августа коллектив прекратил своё существование, и Джимми Роджерс прибыл в студию в гордом одиночестве.

Первыми записями легенды музыки кантри стали песни «The Soldier’s Sweetheart» и «Sleep, Baby, Sleep», записанные за два часа и принесшие музыканту 100$ (около тысячи долларов в нынешних деньгах). Релиз состоялся в октябре того же года и был тепло встречен публикой:

Вдохновленный успехом, в ноябре 1927 года Джимми Роджерс отправляется в Нью-Йорк, где договаривается с Ральфом Пиром об ещё одной сессии звукозаписи, и через некоторое время записывает на студии в Кэмдене, Нью-Джерси, 4 новые песни, включая суперхит «Blue Yodel»(известный также как «T for Texas»):

Всего за два года эта запись расходится почти полумиллионом копий, сделав Джимми Роджерса звездой кантри-эстрады. Певцу даже пришлось урезать график работы в студии, ведь билеты на его концерты разлетались как горячие пирожки где бы и что бы он ни играл. Постепенно концертная деятельность целиком и полностью захватывает музыканта, который отправляется на масштабные гастроли по всему Югу США, постоянно записывается (в том числе с легендой джаза Луи Армстронгом) и умудряется даже снять автобиографическую короткометражку “The Singing Brakeman” для Columbia Pictures:

 

Джимми Роджерс: трагический финал короткой карьеры кантри-музыканта

К осени 1932 года туберкулёз, мучавший исполнителя с 1927 года, обострился и более не давал ему гастролировать. Отказавшись от концертов, Джимми Роджерс попытался сконцентрироваться на работе с студии и собственном радиошоу, но безуспешно — непоседливый характер не давал ему долго усидеть на одном месте, а на продолжение концертной деятельности у него уже банально не было сил. В мае 1933 года исполнитель едет в Нью-Йорк для последней в своей жизни звукозаписывающей сессии, в ходе которой в одиночку или с помощью сессионных музыкантов отыгрывает 4 песни, в том числе знаменитые “Mississippi Delta Blues» и «Years Ago».

На большее, к сожалению, певца не хватает. 26 мая 1933 года Джимми Роджерс, “отец музыки кантри”, умирает в отеле Taft Hotel от туберкулёза лёгких в возрасте всего 35 лет.

Джимми Роджерс: наследие

Несмотря на короткую карьеру, Джимми Роджерс оставил о себе добрую память. Даже то, что далеко не все историки музыки кантри признавали и признают “этого йодлера Роджерса” кантри-музыкантом, не помешает ему в 1961 году стать вместе с продюсером и сонграйтером Фредом Роузом (Fred Rose) и хонки-тонк легендой Хэнком Уильямсом-старшим(Hank Williams) одним из первых членов Зала Славы Музыки Кантри.

Кроме того, песни Джимми Роджерса непосредственно повлияли на творчество таких звёзд музыки кантри, как Джин Отри (Gene Autry), Джимми Дэвис (Jimmie Davis), Мерл Хаггард (Merle Haggard), Хэнк Сноу (Hank Snow), Лефти Фриззел (Lefty Frizzell), Элисон Краусс (Alison Krauss & Union Station), Дуайт Йокам (Dwight Yoakam), Вилли Нельсон (Willie Nelson) и многих, многих других.