Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings)

Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings)

Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings)
Outlaw-country
Певец
US
DOB: 06/15/1937

Люди — создания странные. В нашей природе сначала породить некое явление, потом дружно ругать его. При этом лишь немногие из нас могут предложить дельную альтернативу порицаемому, ещё меньше — принять самое деятельное участие в его воплощении в жизнь, и лишь единицам суждено преуспеть в этом деле. Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings), идейный вдохновитель и один из основателей аутло-кантри, как раз из этой последней и крайне немногочисленной группы. Судите сами: когда ему перестал нравится Нэшвилл-саунд, он не стал плакаться, но взял и создал своё кантри — с «блекджеком и шлюхами», Вилли Нельсоном и удивительным духом свободы.

Ранняя карьера

Человек, которому суждено стать суперзвездой, обычно выделяеся из толпы уже в детстве. Случай Вэйлона Дженнингса не исключение — ещё не начав говорить и ползать, мальчик уже отличался от сверстников. Правда, на тот момент только необычным именем. Родители обладали богатой фантазией, и уже назвали было сына “Wayland” — “придорожная земля”, как вдруг пришлому баптисту-проповеднику, до которого дошли вести о столь экстравагантном поступке четы Дженнингсов, взбрело в голову навестить семью и от всего сердца поздравить мать будущего певца с тем замечательным фактом, что она назвала своего сына в честь баптистского университета Уэйленд в Плейнвью, Техас.

Ошарашенная известием Лорен Беатрис Дженнингс оказалась решительно против таких ассоциаций и быстро изменила имя сына на «Вэйлон» — едва ли менее вычурный вариант, чем предыдущий, но, по крайней мере, не несущий какой-либо скрытой смысловой нагрузки. Вэйлон Дженнингс позже, уже будучи в годах, напишет: “Имя мне не нравилось — слишком отдавало безвкусной деревенщиной. Но оно сослужило мне добрую службу, и я уже вполне с ним смирился”.

Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings)
Вэйлон Дженнингс в молодости. Кто бы мог подумать, что из этого приличного до тошноты юноши выйдет икона протестного движения?

Впрочем, детство певца примечательно не только этим. Маленький Вэйлон Дженнингс выделялся ещё и тем, что очень рано приобщился к музыке. Мальчику было всего восемь, когда мать подарила ему первую гитару и научила аккордам простенькой мелодии “Thirty Pieces of Silver”. Этого оказалось достаточно, чтобы пробудить в Вэйлоне Дженнингсе настоящую страсть — в самом неусидчивом возрасте он практиковался днями напролёт, и видел себя в будущем исключительно в музыке.

К 12 годам мастерство юного музыканта повысилось настолько, что он решился прийти на прослушивание на радиостанции KVOW в Литтфилде, Техас. Её владелец Джей Би Макшен ( J.B. McShan) и басист Эмиль Мача (Emil Macha) записали его выступление, причем Макшену настолько понравилось, что юный Вэйлон Дженнингс был немедленно нанят и получил в распоряжение собственную еженедельную программу. Паренек немедленно занялся сколачиванием собственной группы, первым делом попросив Эмиля Мачу играть для него на басу, а также оповестив всех своих друзей и знакомых. Так Вэйлон Дженнингс собрал первый состав группы “The Texas Longhorns”, ансамбля с ядреным репертуаром из смеси техасской музыки вестерн и блюграсса, который далеко не всегда позитивно принимался слушателями.

Через какое-то время Вэйлон Дженнингс нанимается диджеем на радиостанцию KFYO в городе Луббок, Техас, и дополняет этим регулярные эфиры с KVOW. На новом месте у юного музыканта и его группы появляется возможность сделать демо-запись — чем они, разумеется, пользуются. Первых демо удостаиваются песни “Stranger in My Home” и “There’ll Be a New Day”. Вскоре после завершения записи Вэйлон Дженнингс бросает школу и нанимается ещё на две радиостанции в Луббоке — KLLL и KDAV, где небезуспешно ведёт собственное шоу и заслушивается мелодиями Боба Уиллса (Bob Wills), Флойда Тиллмена (Floyd Tillman), Эрнеста Табба (Ernest Tubb), Хэнка Уильямса (Hank Williams) и Элвиса Пресли.

Работа на KLLL приносит первые плоды — молодого диджея и музыканта замечает сам Бадди Холли. Легендарный рок-н-рольщик тогда как раз подумывал завести собственный записывающий бизнес, поэтому без колебаний организовал сейшн специально для Вэйлона Дженнингса. 10 сентрября 1958 года Дженнингс, Холли, гитарист Томми Оллсап (Tommy Allsup) и саксофонист Кинг Кёртис (King Curtis) записывают две песни — “Jole Blon” и “When Sin Stops (Love Begins)”, позднее вышедшие на лейбле Brunswick и имевшие относительный успех:

Совместная работа пришлась по душе всем участникам. Вэйлон Дженнингс и Бадди Холли начинают выступать вместе, причем последний очень симпатизирует юному коллеге. После одного из шоу Бадди, не бывший большим любителем путешествовать автобусом с концерта на концерт, даже заказал чартер для себя, Вэйлона и Томми Оллсапа — но последний проиграл свой билет в монетку, Дженнингс уступил своё место Джей Пи Ричардсону (J. P. Richardson), который был слишком толстым и простуженным для долгого путешествия в автобусе.

Узнав о «дезертирстве» товарищей, Бадди Холли в шутку подколол Вэйлона Дженнингса: “Чтоб твоему автобусу замерзнуть!”, на что тот ответил: “Чтоб твоему самолёту разбиться!”. На том и разошлись, не подозревая, что видятся в последний раз. До одного из самых черных часов в истории рок-н-ролла и рокабилли оставалось совсем немного — взлетевший вскоре чартерный рейс с музыкантами не достиг места назначения, врезавшись в землю и убив всех находившихся на борту. Шокированным Томми Оллсапу и Вэйлону Дженнингсу, который вдобавок страдал от жестокого чувства вины, пришлось заканчивать тур самим, причем функции основного вокалиста Вэйлон был вынужден взять на себя.

Вскоре — новый удар. Музыканта увольняют с KLLL, но, несмотря ни на что, он не опускает рук. Наоборот, Вэйлон Дженнингс ещё больше концентрируется на работе в KDAV, записывается на лейбле Trend Records и наконец добивается успеха с синглом “Another Blue Day”.

 

Вэйлон Дженнингс в Финиксе; Нэшвилл-саунд

Некоторое время спустя Вэйлону Дженнингсу становится неуютно в Техасе, и музыкант переезжает в Аризону, где сперва некоторое время работает на радио в городке Кулидж, а затем перебирается в Финикс, сколачивает там рокабилли-группу The Waylors и ежевечерне выступает в ночном клубе Tempe. Группа приобретает некоторую известность среди местных любителей рокабилли, но попытки записаться на независимом лейбле Trend Records на этот раз оказываются неудачными.

Вэйлон Дженнингс в очередной раз переезжает — на этот раз в солнечную и богатую Калифорнию, где подписывает контракт с продюсером Хербом Алпертом (Herb Alpert) из компании A&M Records. Однако особых успехов и новое соглашение не приносит — основным направлением A&M Records был фолк, а диковатое кантри-звучание Дженнингса его мало напоминало. К тому же Херб Алперт пытался добавить в него больше поп-элементов (а в идеале хотел и вовсе переключить Вэйлона Дженнингса на поп-музыку), от чего исполнитель отказывался наотрез. Сотрудничество завершилось закономерно быстро.

Впрочем, надолго безработным Вэйлон Дженнингс на сей раз не остаётся — примерно в это же время кантри-певец Бобби Бэа (Bobby Bare), перепевавший ранние хиты Дженнингса “Four Strong Winds” и “Just To Satisfy You”, рекомендует его известному нэшвилльскому продюсеру Чету Аткинсу (Chet Atkins), а тот немедля предлагает выгодный контракт. Сотрудничество с отцом-основателем Нэшвилл-саунда складывается гораздо более удачно, и в 1965 году Вэйлон Дженнингс выпустит свой первый “чартовый” хит — “That’s the Chance I’ll Have to Take”:

Вдоновленный первым успехом, Вэйлон Дженнингс начинает работать над первыми альбомами. Вскоре выходят “Folk-Country”, “Leavin’ Town” и фильм “Nashville rebel”, в котором снялся сам музыкант. Сингл “Green River” (11-е место в кантри-чарте) и “Just to Satisfy You” становятся хитами; в скором времени Дженнингс выпустит и ряд других успешно продававшихся альбомов уровня “середины чарта”:


Ключевым же событием 1965 года станет для музыканта становится знакомство с Вилли Нельсоном (Willie Nelson). Именно эти двое вскоре первыми отпустят бороды, оденут вместо эстрадных костюмов потёртые джинсы и создадут первые мелодии «кантри вне закона”.

Эпоха аутло-кантри

Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings) и Джонни Кэш
Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings) и Джонни Кэш

Знакомство с Вилли Нельсоном случается очень вовремя. К началу семидесятых Вэйлона Дженнингса начинает тяготить работа под началом нэшвилльских продюсеров, тем более, что те лютуют вовсю — не дают ему самому играть на гитаре и вообще лишают права отбирать материал для исполнения, а потом попросту удаляют все традиционные для музыки кантри инструменты из аранжировок. Долго так продолжаться не могло, и в 1972 году, как только заканчивается контракт, Вэйлон уходит от Чета Аткинса и вместе с Вилли Нельсоном подписывает выгодное соглашение с продюсером Нилом Решеном (Neil Reshen). Плодом именно этого контракта фактически и станет всё новое направление — аутло кантри.

Главное, что Решен гарантировал двум музыкантам, была свобода творчества — то, в чем Вэйлон Дженнингс к тому моменту нуждался более всего. Получив желаемое, музыкант являет чудеса продуктивности, выдав на-гора несколько успешных альбомов подряд: “Lonesome, On’ry and Mean” и “Honky Tonk Heroes” 1973 года, “The Ramblin’ Man” и “This Time” 1974 года, “Dreaming My Dreams” 1975 года. В 1976-м Вэйлон Дженнингс и вовсе превосходит все свои достижения, выпустив сначала кантри-альбом года “Are You Ready for the Country”, трижды занимавший первое место в кантри-чарте, продержавшийся на вершине суммарно 10 недель и ставший в итоге золотым, а после — первый в истории музыки кантри платиновый “Wanted! The Outlaws”, записанный вместе с Вилли Нельсоном, Джесси Колтер и Томполлом Глассером:

В 1977 году Вэйлон Дженнингс продолжает выпускать хит за хитом. Самая популярная запись с альбома “Ol’ Waylon”, дуэт Дженнингса и Вилли Нельсона “Luckenbach, Texas (Back to the Basics of Love)” снова покоряет вершину кантри-чарта:


Вэйлон Дженнингс, Вилли Нельсон, Джонни Кэш и Крис Кристофферсон исполняют Luckenbach, Texas (Back to the Basics of Love)

Череда мегауспешных релизов делает Дженнингса суперзвездой. Однако все успехи семидесятых меркнут перед записями 1978 года — именно он становится пиковым в карьере Вэйлона Дженнингса. Всё, чтобы было записано исполнителем, становилось тогда номером один в чартах: альбом “Waylon and Willie”, сингл “Mammas Don’t Let Your Babies Grow Up to Be Cowboys” и даже “I’ve Always Been Crazy”:

Бремя славы, свалившейся на артиста, понемногу становится для него раздражающим. К тому же к концу семидесятых подстёгиваемое успешными релизами Дженнингса и других ведущих исполнителей аутло кантри течение стремительно расширяется и начинает превращаться из контр-культурного явления в массовое, и имидж аутло кантри артиста со всеми присущими ему ограничениями начинает вдвойне давить на Вэйлона Дженнингса. Не привыкший молчать артист немедленно реагирует критичной песней “Don’t You Think This Outlaw Bit Has Done Got Out of Hand?”, отмечая в тексте всё, что не устраивало его в аутло-движении:

Однако просто выразить мысли оказалось недостаточно. Вскоре утомлённый отец-основатель покидает своё разросшееся детище и выходом компиляции “Greatest hits” (1979), ставшей золотой в том же году и 5 раз платиновой к 2002-му, отмечает завершение для себя эпохи аутло-кантри.

Завершающий этап карьеры

Начало 1980-х не выдалось для Вэйлона Дженнингса особенно удачным. Стили, в которых он играл, постепенно уступали своё место новым, самого музыканта подводило здоровье, и первый действительно серьёзный проект, которым он занялся, появился лишь в 1982 году. Им стал альбом Waylon and Willie II (WWII), снова созданный в сотрудничестве со старым другом — Вилли Нельсоном и очень быстро ставший золотым.

Но этот маленький успех просто ничтожен по сравнению со следующим проектом Вэйлона Дженнингса — The Highwaymen, супергруппа, претендующая в рамках музыки кантри на звание коллектива столетия. Ансамбль поражает уже самим именами музыкантов в составе: сам Вэйлон Дженнингс, недавно пребывавший на пике карьеры, кумир миллионов Джонни Кэш, один из лучших сонграйтеров музыки кантри Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson) и всё тот же старый добрый Вилли Нельсон. Cразу 4 исполнителя музыки кантри мирового масштаба в составе одного коллектива!

Разумеется, наличие таких крупных фигур в составе The Highwaymen становится рецептом успеха — и первый же альбом команды становится платиновым в США и Австралии, и золотым в Канаде; к тому же высоко котируются в хит-парадах синглы «Highwayman» (№1 кантри-чарта) и «Desperados Waiting for a Train» (ТОП-20 кантри-чарта). Однако, несмотря на столь явные успехи, для самого Вэйлона Дженнингса постепенно наступают трудные времена. Уже к середине восьмидесятых исполнитель вынужден наблюдать, как падают продажи его собственных релизов, и обдумывать пути решения проблемы.

Первым, что предпринял певец, стало логичное подписание контракта с другим лейблом — и это сработало! Уже дебютный релиз Will the Wolf Survive (1985) повторяет успех лучших альбомов конца семидесятых, забираясь на первое место кантри-чарта альбомов Billboard. Переживавший не самые лучшие времена из-за недавних проблем со здоровьем Вэйлон Дженнингс обнадёженно принимается за работу над следующими пластинками, но повторить успех дебютника не удаётся. Артист снова удачно меняет лейбл, и альбом “The Eagle” (1990) становится его последним релизом, достигшим 1-го места в кантри-чарте.

Продажи снова падают, и музыкант переквалифицируется в преимущественно-концертного исполнителя, активно гастролируя и собирая на каждом выступлении десятки тысяч человек. Однако здоровье немолодого уже музыканта подводит (да и как его могло хватить надолго в его-то годы?) , и в 1997 году он вынужден отменить все турне и уйти в тень. Обострившиеся болезни уже не дадут ему снова заняться творчеством, и последующие годы становятся временем тяжёлой борьбы музыканта за жизнь — борьбы, в которой даже несгибаемому Вэйлону Дженнингсу, увы, было не суждено победить. Всего через 5 лет, 13 февраля 2002 года, легендарного исполнителя не стало.