Пэтси Клайн (Patsy Cline) в сценическом костюме

Пэтси Клайн (Patsy Cline)

Пэтси Клайн (Patsy Cline)
Поп-кантри
Певица
US
DOB: 09/08/1932

“It’s a man’s, man’s world” — пел крестный отец соула Джеймс Браун. Никто не придумает описания лучше для мира музыки кантри середины ХХ века. Лишь немногие женщины умудрялись выжить в маскулинном музыкальном направлении, и одной из них была легендарная Пэтси Клайн, кумир многих популярнейших исполнительниц наших дней.

Детство и ранняя карьера

Пэтси Клайн (урожденная Вирджиния Хенсли) родилась в 1932 году в глуши штата Вирджиния в семье модистки и кузнеца. Она рано приобщилась к музыке, выступая в церквях вместе с мамой и восхищалась творчеством Хэнка Уильямса-старшего, Джуди Гарленд и Ширли Темпл. Хотя Пэтси не знала нот, её голос был идеален. В 13 лет девушка перенесла тяжелую инфекцию, которая сильно повлияла на её голосовые связки, приблизив вокальные данные певицы к глубокому звучанию в духе звезды предвоенных лет Кейт Смит (которая отдалённо напоминала по голосу советскую эстрадную королеву Людмилу Зыкину).

В 1947 году отец оставил семью, и для 15-летней Пэтси Клайн начались нелегкие времена. Она бросила школу, чтобы помогать матери и младшим родственникам. За короткое время девушка сменила несколько профессий, побывав “дрочилой содовой” (“soda jerk” — буфетчица в драгсторе, подававшая содовую с мороженым. Совершала характерные движения, чтобы нацедить угощение в стакан, из-за чего слово “jerk” сегодня означает нечто неприличное) и официанткой. Вскоре девушке удалось убедить местного диджея пустить её спеть в эфире радиостанции WINC, причем выступление оказалось настолько успешным, что молодую певицу попросили выступить ещё. Последовали выступления в ночных клубах, где Пэтси Клайн появлялась на сцене в характерных кантри-костюмах с бахромой, а также участие во множестве местных шоу талантов.

Наконец девушке удалось привлечь достаточно внимания: её заметил набирающий популярность кантри-исполнитель Джимми Дин, с которым она вскоре стала выступать на шоу арлингтонского радио Town and Country Jamboree. Спустя немного времени Пэтси Клайн начала работать с менеджером Биллом Пиром. Он-то и придумал Вирджинии Хейнси звучный псевдоним “Пэтси” (от девичей фамилии матери, Паттерсон) и подписал её с дочерним лейблом знаменитой Decca Records (с самой фирмой певица заключит соглашение при первой же возможности тремя годами позднее).

Впрочем, контракт с первой студией не был ни выгодным, ни перспективным. Пэтси Клайн подписала его от отчаянья — как она сама признавала позднее, у неё не было уверенности в том, что кто-то ещё ей заинтересуется. Да и дебютная запись не была очень уж успешной, только открыв перед певицей путь на Grand Ole Opry. Шоу дало ей возможность петь, что хочется и стало необходимой отдушиной. Пэтси Клайн сполна воспользовалась возможностью экспериментировать: записывала в 1955-1957 хонки-тонк материал, работала с рокабилли, и сопротивлялась попыткам известного нэшвилльского продюсера Оуэна Брэдли переманить ей в поп-музыку, хотя она хотела петь только кантри и не чувствовала себя уверенно без фиддла и стил-гитары.

В то же время артистка стала появляться на ТВ: сперва в телеверсии Grand Ole Opry, потом в Ozark Jubilee, и активно работала над материалом для дебютного альбома Patsy Cline. Одной из ключевых песен той поры стала Walkin’ After Midnight — трек, за который Пэтси Клайн изрядно повоевала с продюсерами, убеждавшими её сделать запись. В конце 1956 года певице удалось ещё одно ключевое в становлении её карьеры достижение: она привлекла внимание известного скаута Артура Годфри и победила в телешоу национального канала CBS-TV, сорвав овации и обрушив на радиостанции волну звонков слушателей, требующих Walkin’ After Midnight. Пэтси Клайн стала звездой.

 

Пэтси Клайн на пике карьеры

Пэтси Клайн не нравилось, когда её творчество контролируют. В этом быстро убедился и Артур Годфри, уволивший строптивицу с собственного шоу, но победной поступи Walkin’ After Midnight это уже не могло помешать: сингл добрался до 2 места в кантри-чарте и 16-го в поп-чарте, став одним из первых в истории кроссовер-хитов. Сама же артистка продолжила выступать на Ozark Jubilee и продолжала работу над песнями — например, «A Stranger in My Arms» и «Don’t Ever Leave Me Again» 1957 года.

В 1960-м году исполнилась голубая мечта певицы: по её просьбе её взяли в постоянный состав Grand Ole Opry, и она стала первым человеком, пополнившим шоу таким образом. Она стала одной из крупнейших звезд и вдохновила своим примером целую плеяду исполнительниц рангом пониже — Лоретту Линн, Бренду Ли, Барбару Мандрелл, Дотти Уэст и других. Помогала она подругам и материально — оплачивала аренду квартир, подкидывала еды и вещей, поощряла добрым словом.

Пэтси Клайн (Patsy Cline)

В 1961 году, вскоре после истечения срока первого кабального контракта, Пэтси Клайн передала свою судьбу прямо в руки Decca Records и легендарного Оуэна Брэдли. Маститый продюсер не сумел сразу привлечь певицу в лощёный Нэшвилл-саунд, но мало помалу сумел сделать её голос шелковистым и пламенным — тем, с которым она вошла в историю. Всё шло замечательно. Пэтси Клайн была знакома и выступала с лучшими из лучших (включая таких звёзд, как Элвис Пресли, Роджер Миллер, Ферлин Хаски, Рой Драски и другие), публика едва ли не боготворила её, а дельцы уважали за железную хватку и принципиальность.

В удачно складывающуюся карьеру вмешался случай: Пэтси Клайн и её брат Сэм попали в жуткую автокатастрофу в Нэшвилле, из-за которой певица на месяц оказалась в больнице с тяжелейшими травмами. Подруга Дотти Уэст смогла приехать на место аварии так быстро, что ей пришлось доставать стекло из волос Клайн, а после ехать с ней в больницу на скорой. Пережитое позднее убьёт саму Уэст: попав 30 годами спустя в аварию, она настоит на том, чтобы её водителю помогли первым, а сама умрёт от травм.

Автокатастрофа навсегда изменила жизнь Пэтси Клайн. Из-за шрамов на лбу она вынуждена была с той поры носить парики и тщательно гримироваться, да и психологический удар был силен. Друзья певицы говорили, что она вышла из дверей госпиталя новым человеком. Вскоре после выздоровления Пэтси Клайн удалось невозможное: она записала “Crazy” — хит-икону, одну из самых узнаваемых песен ХХ века. Автором был никто иной как Вилли Нельсон, а работа над записью заняла необыкновенно много времени. У артистки болели сломанные в аварии рёбра, не давая ей взять высокие ноты, так что она не смогла уложиться в одну сессию.

Продюсер Оуэн Брэдли настоял на том, чтобы Пэтси Клайн выразила себя в песне, отойдя от авторской версии Нельсона, и это сработало. Crazy стала живой классикой кантри и фирменной песней артистки. Она зажгла пожар в кантри- и поп-чартах, а публика вообще отдала ей всё. Лоретта Линн вспоминала, как однажды зал Grand Ole Opry трижды за вечер встречал выступление Пэтси Клайн овацией стоя.

Слишком долго почивать на лаврах Пэтси Клайн не стала. Уже в 1962 году она вернулась в студию для работы над очередным альбомом. Первый же хит She’s Got You взобрался на вершину кантри-, поп- и контемпорари-чартов и впервые для артистки попал в топ-50 британского чарта. Последовала череда хитов калибром поменьше, и наконец вышел целый альбом — Sentimentally Yours.

Последние годы жизни

Успехи сделали Пэтси Клайн самой популярной женщиной-исполнительницей кантри и первой в истории, кто зарабатывал бы больше артистов-мужчин на гастролях. Уважение к артистке в индустрии было столь велико, что даже конферансье не именовали её иначе как “Единственная и Неповторимая Пэтси Клайн”, а с фанатами она была на короткой ноге — подолгу общалась после концертов, раздавала автографы, шутила. Первой из всех женщин в кантри-музыке Пэтси Клайн выступила в знаменитом Карнеги-холле (вместе с Минни Перл, Джимом Ривзом, Биллом Монро, Фэроном Янгом и звездой Hee Haw Грэнпа Джонсом), а также запустила собственное шоу в Лас-Вегасе, благодаря которому смогла построить дом своей мечты.

Пэтси Клайн (Patsy Cline) в конце карьеры

Первой же Пэтси Клайн решилась на эксперименты с имиджем, выбрав для выступлений изысканные и сексуальные наряды — коктейльные платья, высокие каблуки, штаны в обтяжку, ярко-красную помаду. Стиль сперва шокировал общественность, но быстро нашёл подражателей среди коллег и почитателей таланта артистки. Впрочем, саму Пэтси Клайн кое-что тревожило. Она признавалась, что чувствует приближение смерти, стала раздавать друзьям памятные вещицы, написала завещание и попросила близких позаботиться о детях, если с ней что-нибудь случится. “Я пережила две аварии, и третья меня убьёт”. Так и случилось.

Правда, незадолго до смерти Пэтси Клайн успела записать ещё один альбом — Faded Love, наполненный глубокими и эмоциональными песнями. Певица даже плакала во время записи, впечатлённая текстами и музыкой. “Ну, вот и всё…первый и последний” — сказала она после завершения сессии звукозаписи. Слова оказались пророческими.

Вечером 5 марта 1964 года самолёт звезды кантри, возвращавшейся с концерта в Канзасе, исчез с экранов радаров. Родные и друзья Пэтси Клайн до утра обрывали телефоны служб экстренной помощи, но надежды уже не было. Самолёт упал в лес неподалеку от Кэмдена, Теннесси, мгновенно оборвав жизни всех пассажиров и членов экипажа. Наручные часы великой кантри-певицы навечно остановились на отметке 18:20.