Риба Макинтайр (Reba McEntire)

Риба Макинтайр (Reba McEntire)

Риба Макинтайр (Reba McEntire)
Поп-кантри
Певица
US
DOB: 03/28/1955

Родиться в династии чемпионов родео и благодаря родео же стартовать в кантри-музыке. Подписаться с крупным лейблом и покинуть его из-за “попсового звучания”, но греметь в восьмидесятые и девяностые с откровенно-попсовой программой. Едва не пропустить дебют на Grand Ole Opry из-за ошибки в списках охраны и чудом уцелеть в страшной авиакатастрофе… Всё это о Рибе Макинтайр, одной из самых уважаемых звёзд эстрадного кантри наших дней.

Детство и начало карьеры

Риба Нелл Макинтайр родилась 28 марта 1955 года в семье потомственного родео-ковбоя Кларка Винсента Макинтайра, трёхкратного чемпиона мира по стир-ропингу (steer roping, ловля бегущего быка с помощью лассо) и учительницы Жаклин Смит. Мать будущей суперзвезды сама мечтала о карьере в музыке кантри и многое сделала для того, чтобы карьера дочери пошла по этой дорожке — в частности, научила своих детей петь. Первой группой Рибы стал семейный ансамбль “Поющие Макинтайры” (Singing McEntires), состоявший из неё самой (играла на гитаре и писала песни), её брата Пэйка и младшей сестры Сюзи. Коллектив, как того следовало ожидать, выступал на родео, а также записал и выпустил на инди-лейбле сингл “The Ballad of John McEntire», разошедшийся тиражом в 1 тысячу копий.

Правда, к успеху Рибы Макинтайр эта песня имела лишь опосредованное отношение. В 1974 году певица поступила в оклахомский колледж, намереваясь стать учительницей начальных классов. Так тому бы и быть, если б не счастливый случай: в 1975 году Риба Макинтайр спела гимн на Национальном Родео в Оклахома-Сити, и известный певец Ред Стегалл заметил её, впечатлился и помог подписаться с первой компанией — знаменитой Mercury Records.

1975-83: ранняя карьера Рибы Макинтайр

Монстр звукозаписывающей индустрии быстро оценил перспективную молодую певицу и втянул в круговерть студийной работы. Уже в январе 1976 года Риба Макинтайр выпустила на Mercury дебютный сингл на вечную тему любви и секса «I Don’t Want to Be a One Night Stand». Особого успеха песенка не принесла, добравшись в кантри-чарте только до 88 места, однако и этого хватило для начала. В апреле вышел и дебютный альбом — Reba McEntire, а также позже в 1976 — два альбома в жанре “городской ковбой”.

Следующей же кантри-пластинки поклонникам певицы пришлось основательно подождать. Лишь тремя годами спустя Риба Макинтайр и Mercury выпустили второй альбом Out of a Dream, главным хитом которого стала нетленка Пэтси Клайн “Sweet Dreams” — первое попадание в ТОП-20 чарта в карьере молодой певицы. Вскоре последовал «You Lift Me Up (To Heaven)» — первый ТОП-10, третий студийный альбом Feel the Fire с двумя синглами ТОП-20 кантри-чарта и четвертый Heart to Heart, впервые для Рибы Макинтайр добравшийся до высокой второй позиции чарта альбомов и содержащий хитовый сингл «Today All Over Again» (первый хит ТОП-5 певицы).

Определенно, Риба Макинтайр из тех певиц, кто с возрастом начинает выглядеть всё лучше и лучше…

Несмотря на успех в чартах, критики в целом плохо отнеслись к записи, да и самой артистке не нравилось звучание, навязанное искушенными в производстве отменной попсы боссами Mercury. Разрыв с лейблом был не за горами, хотя Риба Макинтайр ещё успела соорудить удачную пластинку Unlimited (1982) с первыми топчартерами «Can’t Even Get the Blues» и «You’re the First Time I’ve Thought About Leaving» на борту и тепло принятый критиками альбом Behind the Scene.

1984-96: Риба Макинтайр на пике славы

В 1983 году продолжительное сотрудничество с Mercury наконец завершилось. Риба Макинтайр подписалась с другим нэшвилльским гигантом — MCA Nashville Records. На новой студии был быстро записан седьмой студийный альбом артистки — Just a Little Love. Впрочем, звук оказался не менее попсовым, чем раньше.

К её чести, Риба Макинтайр взбунтовалась против продюсеров и дошла до самого президента звукозаписывающего гиганта Джимми Боуэна, который разрешил её самой подобрать материал для записи по душе. Таковым стал набор из ранее записанных кантри-хитов других исполнителей (Конни Смит, Рэя Прайса, Фэрона Янга) под названием My Kind of Country. Работа в студии быстро принесла плоды в виде двух синглов-топчартеров ( «How Blue» и «Somebody Should Leave») и волны одобрения от критиков. Добрым словом о Рибе Макинтайр отозвались даже такие мастодонты, как Billboard и Rolling Stone. Нужно отметить также появление на записях стил-гитары и фиддла — явный реверанс в сторону традиционного c&w. Благодаря этому певицу позднее причисляли даже к “новотрадиционалистам” в одном ряду с блюграсс-виртуозом Рикки Скэггсом и эстрадным ковбоем Джорджем Стрейтом, хотя это решение кажется в высшей степени сомнительным — всё-таки творчество артистов едва ли близко по звучанию, тематике и сценическому имиджу.

В 1985 году вышел третий по счёту альбом певицы на новом лейбле — Have I Got a Deal for You, сделанный в том же ”новотрадиционалистком” духе, что и My Kind of Country. Продюсером впервые выступила сама артистка, что принесло плоды: очередную порцию приятностей от критиков и сингл ТОП-5 кантри-чарта.

Успехи открыли перед Рибой Макинтайр двери на Grand Ole Opry. Хотя дебют на главной сцене музыки кантри состоялся ещё в сентябре 1977 года (при этом молодую Рибу едва пропустили на сцену — имени не оказалось в списках у охраны, а выступление заняло рекордные 3 минуты — ровно 1 песню), лишь в 1986 году она была введена в постоянный состав участников шоу. Оказанный артистке почёт не отвратил её от дальнейшей студийной работы: только в 1986 году Риба Макинтайр выпустила два альбома, Whoever’s in New England с синглом №1 кантри-чарта (принёс также Грэмми в номинации “Лучший женский кантри-вокал”) и What Am I Gonna Do About You, чей лид-сингл также повторил чартовый успех. Вышла также первая компиляция артистки Greatest Hits — трижды платиновый сборник хитов.
Риба Макинтайр (Reba McEntire)
Работа в студии продолжилась и в 1987: Риба Макинтайр выпустила The Last One to Know с очередным синглом-топчартером, и дважды платиновую рождественскую пластинку Merry Christmas to You, с кавер-версиями известных рождественских песен XIX века и хитом звезды Hee Haw Грэнпа Джонса «The Christmas Guest». В 1988 году череда релизов Рибы Макинтайр пополнилась 13-м альбомом Reba, который критики признали “шагом ещё дальше от традиционного кантри”, “просто не Рибой Макинтайр” и “полновесным уходом глубоко в попсу”. Правда, это не помешало пластинке добраться до первого места кантри-чарта альбомов и удерживать верхушку полтра месяца кряду, а также разойтись тиражом в два миллиона копий.

На волне коммерческого успеха Риба Макинтайр умудрилась основать собственную компанию и взяла собственную карьеру под полный контроль. В 1989 году позиции артистки на кантри-эстраде укрепились с выходом очередного альбома Sweet Sixteen, повторившего полуторамесячное сидение предыдущего релиза на самом верху кантри-чарта. На сей раз критики были более благодушны: Риба Макинтайр вернула в звучание стил-гитару и фиддл, и возврат к неотрадиционалистам был оценен. Зато следующим релизом певица умудрилась перечеркнуть это достижение: Rumor Has It был обозван критиками “предсказуемым” и оказался на редкость попсовым по звучанию, хотя и опережающим по качеству материала пластинки конкуренток. Нетребовательный массовый слушатель также оценил — к концу девяностых альбом стал трижды платиновым.

Казалось, всё шло хорошо. Но 1991 год стал для Рибы Макинтайр по-настоящему черным — всё из-за авиакатастрофы, в которую попал коллектив артистки. В разбившемся самолёте погибло 8 членов команды певицы и два пилота, а сама она уцелела лишь чудом, отправившись в путь отдельно от группы и избежав страшной судьбы. Как бы то ни было, артистка оказалась “полностью опустошена и разбита” — она была близка к погибшим и восприняла трагедию близко к сердцу. В память группы был записан альбом For My Broken Heart — пожалуй, самая печальная из пластинок артистки. По иронии судьбы, именно этому диску суждено было стать одним из самых успешных в карьере певицы.

Впрочем, последующие релизы начала девяностых получились не хуже: It’s Your Call (1992) по словам самой артистки стал “второй частью For My Broken Heart”, впервые для Рибы Макинтайр забрался в ТОП10 чарта Биллборд-200 и стал дважды платиновым, а Read My Mind (1994) лишь немного не достиг равных вершин, остановившись в одном шаге от верхних строчек ТОП200 и кантри-чарта альбомов. Финальным аккордом успехов Рибы Макинтайр образца середины девяностых стал 19-й студийный альбом Starting Over (1995) — обширный сборник кавер-версий артистки на её любимые треки других кантри-исполнителей. Критикам релиз не понравился, зато публика была в восторге — всего за два месяца пластинка стала платиновой.

1997-наши дни: эпоха “поздней” Рибы Макинтайр

Вторая половина девяностых стала временем, когда Риба Макинтайр обязана была вернуть симпатии критиков. Забегая немного вперёд, ей это удалось: двадцатый студийный альбом What If It’s You удался на славу. Критики были благодушны, публика признательна, а чарты синглов покорились без особых затруднений. Даже хитрейшие боссы MCA Nashville не скрывали своего удовольствия: “Риба — артистка десятилетия”. Выданные заслуженными акулами шоу-бизнеса комплименты необходимо было оправдывать новыми релизами, и с этим Риба Макинтайр блестяще справилась. Уже в 1997 году она выпустила удачный альбом If You See Him — результат совместной работы и гастролей с “лучшим кантри-дуэтом” Кикса Брукса и Ронни Данна.

Риба Макинтайр (Reba McEntire) на сцене

В 1999 году Риба Макинтайр закрепила успех сразу двумя релизами — рождественским The Secret of Giving: A Christmas Collection и очередный студийником So Good Together, давшим миру первый для артистки кроссовер-хит. С этим багажом певица вступила в новое тысячелетие, в котором продолжила выпускать более или менее поп-кантри пластинки. Начал череду пост-миллениумных релизов альбом Room to Breathe (2003). Помимо того, что пластинка впервые за 4 года содержала новый материал, она оказалась на редкость стилистически насыщенной. Критики восприняли это неоднозначно, да и в чартах записи с него особенно высоко не забрались.

Следующей студийной записи из-за этого слушателям пришлось подождать. Правда, в 2005 году вышла компиляция, но она содержала лишь две новых песни. Только в 2007 году Риба Макинтайр объявила релиз нового альбома Reba: Duets, на котором разместилось с десяток записей с другими артистами — среди прочих, Келли Кларксон, Тришей Йервуд, Кенни Чесни и Джастином Тимберлейком. Пластинка получила хорошие отзывы критики и быстро стала платиновой. Вскоре после выхода альбома дуэтов Риба Макинтайр сменила лейбл, перейдя с MCA Nashville на Valory Music — детище знаменитого Скотта Боркетты. Творческий дуэт певицы и продюсера выпустил первый альбом уже в 2009 году — Keep On Loving You стал первым сольным проектом артистки за без малого десять лет и собрал неплохие отзывы критиков.

В 2010 году последовал второй альбом с Valory — All the Women I Am. Достаточно попсовый, он собрал урожай из довольно сдержанных рецензий. Не удивительно — второй сингл с пластинки был кавер-версией песни поп-дивы Бейонсе, которая как никто далека от традиционной музыки кантри. Впрочем, сомнительной “кантривости” релиз не помешал ввести Рибу Макинтайр в Зал Славы Музыки Кантри вскоре после выхода пластинки. Это случилось 22 мая 2011 года и стало настоящим признанием заслуги эстрадной кантри-певицы перед направлением. Провела торжественный ритуал другая живая икона поп-кантри — Долли Партон.

Почивать на лаврах Риба Макинтайр не стала. В апреле 2015 года певица выпустила последний на данный момент студийный альбом Love Somebody, дебютировавший на первом месте кантри-чарта альбомов Billboard как знак того, что певица всё ещё очень востребована и популярна среди фанатов современной кантри-музыки.