Вилли Нельсон (Willie Nelson)

Вилли Нельсон (Willie Nelson)

Вилли Нельсон (Willie Nelson)
Outlaw-country
Певец
US
DOB: 04/29/1929

Новые течения в кантри не зарождаются сами. Кто-то создаёт оригинальное звучание, кто-то — имидж, другие — массовость, но всегда есть группа или исполнитель, чьё влияние перевешивает деяния всех остальных. В outlaw кантри такими артистами были трое — Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings), Дэвид Аллан Коу (David Allan Coe) и Вилли Нельсон (Willie Nelson).

Ранние годы

Вилли Нельсон (Willie Nelson)
Не-ранние годы Вилли Нельсона. В юности старый хиппи выглядел совершенно иначе

Вилли Нельсон родился 29 апреля 1933 года в Эбботе, Техас, в самый разгар Великой Депрессии. Вскоре после рождения его мать бросила семью и уехала, отец женился в очередной раз и тоже уехал, а Вилли с сестрой остались на попечении деда и бабки. Старики, ранее занимавшиеся пением, стали первыми учителями музыки для внуков. Вилли Нельсону было всего шесть, когда дед подарил ему первую гитару и научил паре приёмов игры. Мальчику понравилось, и уже в семь лет он написал свою первую песню, в девять начал карьеру музыканта, присоединившись к местному ансамблю Bohemian Polka, и к тринадцати уже зарабатывал на жизнь выступлениями в местных дэнс-холлах, варьете и хонки-тонк барах.

Вдохновение для творчества молодой Вилли Нельсон находил в творчестве таких звёзд кантри того времени, как Хэнк Уильямс (Hank Williams), Боб Уиллс (Bob Wills), Лефти Фрицл (Lefty Frizzell), Рэй Прайс (Ray Price), Эрнест Табб (Ernest Tubb) и Хэнк Сноу (Hank Snow), и, выступая вместе с группой мужа сестры, The Texans, игравшей в основном в хонки-тонк барах, старается подражать кумирам. Концертами в питейных заведениях, впрочем, его деятельность не ограничивалась, и по воскресеньям молодой певец играет на радио KHBR в Хиллсборо, Техас. Однако несмотря на большой спрос, музыка не приносила достаточно денег, и Вилли Нельсону пришлось некоторое время подрабатывать телефонным оператором, подрезчиком деревьев и служащим ломбарда, а потом и вовсе уйти в армию.

Начало карьеры

Демобилизовавшись в 1952 году, Вилли Нельсон женился и было даже поступил в университет (где присоединился к студенческому обществу Тау Каппа Эпсилон) — словом, сделал почти всё, чтобы сделать карьеру в музыке чем-то неосуществимым. К счастью для себя и потомков, понимание ситуации пришло к молодому студенту достаточно быстро. Не пожелавший бросить мечты об эстраде Вилли Нельсон оставил университет и вернулся к музицированию. Денег, впрочем, это ему не принесло.Вилли Нельсон (Willie Nelson)

Чтобы выжить, парню снова пришлось менять работу за работой: вышибала в ночном клубе, кладовщик, седельник, буровик… Прошло немало времени, прежде чем в его послужном списке наконец появились и музыкальные профессии. В 1953 году Вилли Нельсон наконец удалось присоединиться к первой серьёзной группе — коллективу Джонни Буша (Johnny Bush), и наняться диджеем на радиостанцию KBOP. Впрочем, надолго он там не задержится, пустившись в «путешествие» по радиостанциям и мелким техасским городкам — KDNT, KCUL, KCNC.

Лишь после серии неудач Вилли Нельсону удается устроиться на радио KVAN в Ванкувере, штат Вашингтон. Там он наконец преуспевает в роли радиоведущего — и не только! Молодой кантри-певец попадает на ТВ, и как исполнитель пользуется огромным спросом в ночных клубах. Для карьерного взлёта оставалось лишь сделать успешную запись, и Вилли Нельсону в конце концов удалось поработать и в серьезной студии. Однако первый блин вышел комом — сингл «No Place For Me» (1956) провалился с оглушительным треском, а попытавшийся исправить ситуацию Вилли Нельсон не сумел пройти кастинг знаменитого шоу Ozark Jubilee и оказался вне музыки почти на год.

Подававший большие надежды музыкант снова вынужден зарабатывать черт знает чем — то работая мойщиком посуды, то продавая книги, пылесосы и прочую дребедень. Однажды он даже попытался за сущие копейки сбагрить права на свои песни вокалисту Esquire Ballroom Ларри Батлеру (Larry Butler) — и этот отчаянный жест спасает Вилли Нельсона для музыки. Батлер не только наотрез отказывается покупать права на песни, но и одолживает музыканту 50 долларов на съемное жильё и устраивает на работу в Esquire Ballroom!

Своего шанса Вилли Нельсон не упускает, для подстраховки нанявшись диджеем на несколько местных радиостанций и записав синглы «The Storm Has Just Begun»/»Man With the Blues» и «What a Way to Live»/»Misery Mansion», обратившие на него внимание местных профессиональных музыкантов. Один из них, Пол Бускирк (Paul Buskirk), владелец музыкальной школы, нанимает Нельсона и покупает права на пару песен — «Family Bible» (в будущем суперхит Клода Грэя (Claude Gray) 1960-го года) и «Night Life».


«Family Bible» в авторском исполнении

Вдохновившись успехами, Вилли Нельсон в очередной раз решает переехать — на этот раз в Нэшвилл, Теннесси. И снова зря — ни одной из студий не приглянулись материалы музыканта, о контракте же вообще не речи не было. Тогда музыкант избирает другой путь к карьере — через бар, причем не какой-то случайный, а вполне определённый — Tootsie’s Orchid Lounge, расположенный недалеко от помещения шоу Grand Ole Opry и популярный у многих звёздных представителей шоу, кантри-музыкантов и песенников.

Расчёт оправдался. В баре Вилли Нельсон знакомится с Хэнком Корэйном (Hank Cochran), сонграйтером Pamper Music, принадлежавшей звезде кантри Рэю Прайсу (Ray Price). Корэйну удаётся уговорить руководство компании подписать с его новым знакомым контракт, открывая тем самым для него прямую дорогу к успеху.

Первые успехи

В скором времени в студии Pamper записываются синглы Вилли Нельсона — «Hello Walls» и «Night Life». В то же время из ансамбля владельца компании Рэя Прайса уходит басист Джонни Пэйчек (Johnny Paycheck), и Нельсон замещает его в составе, гастролируя и участвуя в студийной работе. Вилли Нельсон также начинает писать хиты для других, выпустив один за другим «Funny How Time Slips Away» Билли Уокера (Billy Walker), «Pretty Paper» Роя Орбисона (Roy Orbison) и «Crazy» Пэтси Клайн (Patsy Cline). Последняя песня вскоре после выхода завоевывает все музыкальные автоматы страны и становится самой удачной как для самого Нельсона, так и для исполнительницы:



Успех этих записей делает Вилли Нельсона уважаемым сонграйтером. Примерно в то же время к нему приходит и исполнительский успех. Контракт с Liberty Records выливается в синглы 1961 года «Willingly» (впервые попавший в чарты и, более того, занявший 10-е место) и «Touch Me» (забравшийся ещё выше в чарте — на 7 строчку) — первые записи дебютного альбома “…And Then I Wrote”, вышедшего годом позже.

Снова проявляется непоседливый нрав артиста — даже успех записей оказался не в состоянии удержать Вилли Нельсона на одном рабочем месте надолго. На сей раз, однако, исполнителя никто не увольнял — он сам ушёл из Pamper Records и Liberty Records после того, как осознал, что работа на компанию не оставляет ему времени для написания собственной музыки. Теперь же музыкант купил ранчо под Нэшвиллом и удалился от цивилизации — ничто не должно было отвлекать его от творчества. Впрочем, функционерам звукозаписывающих компаний иногда удавалось вытащить его для записи музыки. Так, в 1964 году Фред Фостер (Fred Foster) из Monument Records выпустил с Вилли Нельсоном сингл «I Never Cared For You», а Чету Аткинсу (Chet Atkins) из RCA Victor Records и вовсе удалось подписать музыканта на отличных условиях.

Уже в 1965 году на RCA Victor Records у Вилли Нельсона выходит альбом “Country Willie – His Own Songs”, открывший для исполнителя дорогу на Grand Ole Opry. В том же году происходит и историческое знакомство с Вэйлоном Дженнингсом — первый шаг к грядущему в скором времени созданию outlaw кантри.

В 1967 году ещё одним закономерным итогом череды побед становится появление у Вилли Нельсона собственной группы — «The Record Men» (Джонни Буш (Johnny Bush), Джимми Дэй (Jimmy Day), Пол Инглиш (Paul English) и Дэвид Зеттнер (David Zettner)). К концу десятилетия выходят и новые хиты: «One In a Row» (1966 год — 19-е место в кантри-чарте), «The Party’s Over» (1967, 24-е место), и «Bring Me Sunshine» (1969, 13 место в чарте).

Эпоха перемен

Успешная работа в конце десятилетия внушала оптимизм, однако 1970-е пришли к Вилли Нельсону с не самыми лучшими переменами. Гонорары оказались быстро потрачены на неудачные проекты, альбомы перестали пользоваться спросом, к тому же от певца ушла жена и сгорело ранчо. Вдобавок начались тяжелые переговоры с RCA Victory, которая требовала от Вилли Нельсона досрочного переподписания контракта на невыгодных условиях, угрожая в случае отказа заморозить выход последних записей артиста.

Всё это в итоге приводит исполнителя к решению к очередной раз закончить музыкальную карьеру. Вилли Нельсон даже оставляет признанную столицу музыки кантри, Нэшвилл, и переезжает в Остин, Техас. Отчаянный шаг снова оказывается судьбоносным — процветающая техасская хиппи-сцена вдохновляет певца на возвращение в музыку. Впечатлившись, тот даже объединяет в одно целое элементы музыки кантри, фолк-возрождения и джаза, и обретает собственное, «нельсоновское» звучание.

Вилли Нельсон (Willie Nelson)Популярность исполнителя начинает вновь стремительно расти. В знак признания заслуг Вилли Нельсона даже приглашают на “Dripping Springs Reunion” — трёхдневный фестиваль, проходивший в Остине каждый год. Мероприятие очень понравилось музыканту, и тот решает организовать собственный фестиваль такого плана — “Fourth of July Picnic”, позже ставший одним из самых известных кантри-концертов США.

А пока Вилли Нельсон приходит к мысли о возвращении в звукозаписывающую индустрию и нанимает менеджера Нила Рэшена (Neil Rashen), который блестяще проводит переговоры с RCA и освобождает музыканта от давлевших над ним контрактных обязательств. Обретя право распоряжаться своей карьерой, Вилли Нельсон быстро находит новое место работы — компанию Atlantic Records, предложившую певцу втрое больше, чем некогда RCA. Удовлетворенный Вилли Нельсон энергично принимается за дело и в 1973 году набирает новую группу “The Family”, с которой начинает на нью-йоркской студии Atlantic работу над знаменитым в будущем альбомом “Shotgun Willie”. Национальный успех был уже не за горами.

Вилли Нельсон: эпоха аутло-кантри и пик карьеры

Вышедший в мае 1973 года “Shotgun Willie” получает блестящие отзывы критиков, но, как и предыдущие альбомы музыканта, довольно плохо продаётся. Не принеся коммерческого успеха он, тем не менее, открывает Вилли Нельсону глаза на то, что нужно делать — “прочистить горло”, по собственному выражению музыканта. Уже последующие альбомы оказались гораздо более удачными — скажем, самый первый, концептуальный “Phases and Stages”(1974), обыгрывавший тему развода с точки зрения мужчины и женщины и написанный под влиянием событий из биографии самого Вилли Нельсона, обогатил музыку кантри хитом «Bloody Mary Morning»:

Контракт с Columbia Records не содержал никаких продюссерских ограничений на содержание и звучание, благодаря чему музыканту удаётся повторить успех и со вторым концептуальным альбомом “Red Headed Stranger” (1975), записанным в сотрудничестве с Вэйлоном Дженнингсом. Хит «Blue Eyes Crying in the Rain» с этой пластинки становится максимальным успехом Нельсона-исполнителя:

И звучание, и имидж Вилли Нельсона и примерно тогда же выпустившего успешные релизы Вэйлона Дженнингсом принципиальнейшим образом отличались от стандартов Нэшвилл-саунда. Гораздо более «сырой», аутентичный звук и джинсы и бороды, выделявшиеся на фоне усыпанных стразами костюмов прилизанных Нэшвилл-саунд настолько резко отличались от принятых “мейнстримовых” стандартов, что творчество Нельсона и Дженнингса получило название «аутло» — «кантри вне закона» — отсылка к романтическому образу суровых парней старого доброго Дикого Запада.

Название же новому течению дал альбом Вилли Нельсона “Wanted! The Outlaws” 1976-го года — как считается, один из первых релизов аутло-кантри.Вилли Нельсон (Willie Nelson) Отразившая наметившиеся в кантри-течении противоречия пластинка очень быстро стала платиновой и наконец принесла своему автору давно заслуженные им доходы, побудив многих слушателей и музыкантов пересмотреть свои взгляды на музыку кантри в целом и Нэшвилл-саунд в частности.

Новое направление в музыке кантри пришлось по нраву очень многим, включая представителей субкультур, и вскоре понятие «вне закона» существенно расширилось. Если поначалу оно обозначало в основном сценический имидж, то с появлением на аутло-сцене таких фигур, как Дэвид Аллан Коу (David Allan Coe) (David Allan Coe) и Мерл Хаггард (Merle Haggard), в реальной жизни имевших серьёзные проблемы с законом (первый, к тому же, был членом «однопроцентного» байкерского клуба Outlaws), «внезаконность» проявилась и в текстах песен, и в музыке, и в составе аудитории кантри-артистов.

А пока зарожденное им направление стремительно разивается, сам Вилли Нельсон продолжает клепать платиновые альбомы. Выходят “Waylon & Willie” (1976) — платиновая пластинка-дуэт с Вэйлоном Дженнингсом, “Stardust” (1977) — отвергнутый критиками, но ставший платиновым уже через год после выпуска, “The Sound in Your Mind” (1978) — сперва золотой, но к 2001 году ставший платиновым (правда, только к 2001 году), плюс госпел-альбом Troublemaker (1976).

Вилли Нельсон добивается успеха и с синглами, многие из которых высоко забираются в кантри- и поп-чарты США. Самым известным из них можно считать “Mammas Don’t Let Your Babies Grow Up To Be Cowboys”, в начале двухтысячных вошедший в саундтрек популярной компьютерной игры GTA:San Andreas:

Положительная тенденция продолжится и в восьмидесятые хитами «On the Road Again» (саундтрек к фильму “Жимолость”(Honeysuckle Rose)), «To All the Girls I’ve Loved Before» (дуэт с Хулио Иглесиасом) и другими:


Вообще, все 1980-е становятся временем активного сотрудничества Вилли Нельсона с другими музыкантами. В 1982-83 годах выходят альбомы “Pancho & Lefty” (дуэт с Мерлом Хаггардом, “WWII” и “Take it to the Limit ” (с Вэйлоном Дженнингсом).

А пиком взаимодействие становится 1985 год, когда Вилли Нельсон, Вэйлон Дженнингс, Джонни Кэш (Johnny Cash) и Крис Кристофферсон (Kris Kristofferson) образуют супергруппу “The Highwaymen”, выпустив подряд три платиновых альбома и совершив мировое турне.

 

1990-наши дни

Успехи семидесятых-восьмидесятых, казалось, настолько упрочили позиции Вилли Нельсона, что уже ничто не должно было сбросить его с эстрадного Олимпа. Однако вместе с новым десятилетием к Вилли Нельсону пришли и первые признаки надвигающихся проблем. БОЛЬШИХ проблем — в Федеральной налоговой службе вдруг обнаружили, что певец задолжал ни много ни мало 32 миллиона долларов налогов. Как выяснилось, организация, занимавшаяся счетами артиста, годами не выплачивала положенных отчислений в казну, и в результате в 1990 году всё имущество певца оказалось под арестом.

Несмотря на успешные попытки адвоката снизить сумму задолженности, Вилли Нельсону всё же пришлось выплатить более 6 миллионов долларов, причем для этого потребовалось специальное издание двойного альбома “The IRS Tapes: Who’ll Buy My Memories?”, вся выручка с продаж которого поступала на счёт налоговой службы, и помощь друзей, выкупавших с аукциона принадлежавшее артисту имущество и возвращавшие его ему назад. Благодаря такой поддержке Вилли Нельсону в конце концов удалось расплатиться с долгами, но на это потребовались долгих три года.

Впрочем, судебные тяжбы никак не повлияли на количество и качество выступлений и записей певца. В течение 1990-х и 2000-х музыкант постоянно гастролировал и записывал альбом за альбомом, в том числе в сотрудничестве с Тоби Китом (Toby Keith). Хит “Beer for My Horses” 6 недель подряд удерживал первую строчку кантри-чарта Billboard:

Ещё одним характерным явлением для “позднего” Вилли Нельсона является активное участие в благотворительных акциях, начиная с проекта We are the World (1984) и заканчивая “Tsunami Relief Austin to Asia” — концерт, отчисления с которого (примерно 75 тыс. долларов) были направлены пострадавшим от землетрясения и цунами 2004 года.