Ферма во времена Великой Депрессии и Dust Bowl

Музыка кантри в 1930-40-е

30-е годы ХХ века у США не задались. Приключившаяся в самом конце предыдущего десятилетия Великая Депрессия наложила свой отпечаток на весь уклад жизни американцев, не обойдя стороной и музыку. Свободных денег и поводов для развлечения у населения почти не стало, продажи пластинок упали и многие фирмы грамзаписи разорились. Применительно к кантри, как ни странно, это сослужило скорее хорошую службу – с началом трансляции музыки этого направления на barn dance-радиошоу (barn dance – “вечеринка в хлеву”) кантри и вестерн-музыка распространилась по всем центральным штатам, на северо-востоке дойдя до Чикаго, на Западе – до Калифорнии.

Как раз в этот период по-настоящему расцвело WSM BarnDance,  Grand Ole Opry-радиошоу, о котором уже упоминалось в статье “Кантри в 1920-е”. Из студии в Нэшвилле, Теннеси, на всю ширину Соединенных Штатов пели свои песни такие знаменитости, как Анкл Дэйв Макон, Рой Экафф, ДеФорд Бэйли и многие другие, и репертуар отнюдь не ограничивался одними только произведениями раннего кантри.

Взять, к примеру, известнейшего исполнителя тех времен Муна Малликена (Moone Mullicane), нередкого гостя Grand Ole Opry. Многие его песни можно отнести к вестерн-свингу, а в звучании некоторых распознаётся даже рокабилли – стиль, окончательно сформировавшийся на десятилетия позже!

Доминирование вестерн-свинга и ковбойской кантри-музыки

Первые песни в жанре ковбойского кантри появились ещё в двадцатые, однако именно сейчас, в тридцатые-сороковые, этот поджанр музыки кантри переживает пик популярности. И неудивительно! Вестерн-свинг становится доминирующим направлением для авторов саундтреков к голливудским фильмам о Диком западе. Не в последнюю очередь благодаря Бобу Уиллсу (Bob Wills), одному из многих выдающихся кантри-певцов с Великих Равнин, ставшему одним из первых исполнителей, появившихся на киноэкране в вестернах. Именно им был создан коктейль из кантри, джаза и дэнс-холла, получиший впоследствие название “вестерн свинг”.

Нужно заметить, что и работавшие в том же направлении Спейд Кули (Spade Cooley) и Текс Уильямс (Tex Williams) также поучаствовали в нескольких кинокартинах. Кроме того, в тридцатые на сцене появляется целая плеяда артистов – Джин Отри (Gene Autry), “The Sons of the Pioneers” и Рой Роджерс (Roy Rogers), песни которых и сегодня пользуются популярностью и признанием публики. Не в последнюю очередь благодаря им в период расцвета вестерн-свинг пользовался даже большей популярностью, чем эстрадный биг-бенд свинг – музыка, которая для многих ассоциируется именно с периодом 30-40-х годов.

>

Что характерно, от мужчин-исполнителей не отставали и женщины – как правило, однако, входящие в состав семейных ансамблей. Консерватизм тогдашнего американского общества не давал женщинам больших возможностей для самовыражения на музыкальном поприще. И всё же Пэтси Монтана (Patsy Montana) со своим хитом “I Want To Be a Cowboy’s Sweetheart” (“Хочу, чтобы меня любил ковбой”) сумеет своим успехом открыть для многих соло-исполнительниц дорогу на эстраду.

 

Появление поджанра “хилбилли-буги” в кантри-музыке

Эксперименты кантри-музыкантов с буги начались в конце тридцатых. Катализатором послужило выступление Джонни Барфилда (Johnny Barfield) в Карнеги-холле с хитом “Boogie Woogie”:

И всё же до 1945 года хиллбилли-буги( также известное как окай буги, или кантри-буги) не пользовалось особой популярностью. Зато после окончания Второй Мировой направление переживает настоящий бум. Выходит легендарная запись группы The Delmore Brothers’ “Freight Train Boogie” (считающаяся совместным продуктом эволюции кантри-музыки и блюза), а Артур Смит (Arthur Smith) достигает ТОП-10 чарта с ранними рокабилли-хитами “Guitar Boogie” и “Banjo Boogie”.

Появляются легендарные Меррил Мур (Merrill Moore) и Теннесси Эрни Форд (Tennessee Ernie Ford) – и становится ясно, что хиллбилли-буги будет доминировать на музыкальной сцене США. Жанр не сойдёт с эстрадного Олимпа до середины 1950-х, а отдельные хиллбилли-буги певцы и группы появляются и в наше время.

Блюграсс и госпел в кантри-музыке

К концу Второй Мировой войны всё большую популярность набирает ультраконсервативное направление музыки-кантри – блюграсс, прямой потомок музыки маунтинменов Аппалачей и Фронтира. Толчком же к развитию и популяризации жанра послужило выступление Билла Монро (Bill Monroe), Лестера Флэтта (Lester Flatt) и Эрла Скраггса (Earl Scruggs) с Роем Экаффом (Roy Acuff) на старом-добром Grand Ole Opry.

Одновременно усиливается влияние на музыку кантри традиционных религиозных песнопений – госпелов, наиболее распространённых в среде чернокожих американцев. Хотя черты христианских песнопений прослеживались в кантри уже достаточно давно, лишь после Второй Мировой войны кантри-певцу Рэду Фоли (Red Foley), в то время пребывавшему на пике популярности, удалось выпустить хит-миллионник “Peace in the Valley”.

 

Хонки-тонк как новое веянье в кантри-музыке

В то время как одни кантри-исполнители усложняли и обогащали звучание, многие музыканты 30-40-х годов исповедовали принцип простоты и создавали новый “сырой” поджанр, взяв за основу популярные у бедных белых жителей Техаса и Оклахомы простенькие мотивы.

Новое направление получило название “хонки-тонк” и сложилось из музыки ранчеро (мексиканских ковбоев), вестерн-свинга и южного блюза. Так, Боб Уиллс, приложивший руку к его формированию, описывал хонки-тонк как: “Немного того, немного сего, немного от белых, немного от черных… Просто музыка, громкая, чтоб слушатель забыл обо всём и заказал себе виски”.

Одними из первых хитов хонки-тонка следует, судя по всему, считать песни техасца Эла Декстера (Al Dexter) “Honky Tonk Blues” и “Pistol Packin’ Mama” – безумно популярные в барах.

Эти и похожие на них композиции Эрнеста Табба (Ernest Tubb), Китти Уэллс (Kitty Wells), первой достаточно популярной соло-исполнительницы кантри, Теда Дэффана (Ted Daffan), Флойда Тиллмана (Floyd Tillman), “the Maddox Brothers and Rose”, Лефти Фрицла (Lefty Frizzell) и. конечно, Хэнка Уильямса (Hank Williams) будут впоследствии признаны “традиционным кантри”.

Что же касается персонально Хэнка Уильямса, то его влияние на становление многих будущих звёзд рок-н-ролла, таких как Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Чак Берри, Айк Тёрнер и новой волны хонки-тонк исполнителей (Джордж Джонс, Уэбб Пирс) просто сложно недооценить. Вдохновленный “стариной Уильямсом”, тот же Пирс со своими хитами 1950-х удержался на первом месте американских чартов в течение 113 недель – но это уже совсем другая история.

Новые инструменты в музыке кантри

Уже упоминавшийся Боб Уиллс многое привнёс в музыку кантри – как новый звук, так и новые инструменты. Не секрет, что ранее кантри в большей степени опиралось на устоявшиеся англо-ирландские традиции, и набор инструментов в кантри-группе был довольно ограничен. Так, барабаны считались “слишком громкими” и “не соответствующими духу кантри” – пока в 1935 году Боб Уиллс не ввёл их в состав своего вестерн-свинг биг-бенда Texas Playboys.

Новшество приживалось с трудом, и ещё в середине 40-х придерживающееся консервативных взглядов на кантри-музыку шоу Grand Ole Opry не приветствовало появления барабанщика коллектива на своей сцене. Даже во времена расцвета рокабилли, в середине 50-х, гораздо менее консервативное кантри-шоу Louisiana Hayride не выпускало барабанщиков на сцену – хотя в составе редкой кантри-группы их не было.

Боб Уиллс был первым и среди тех, кто в 1938 году отважился добавить в кантри звучание электрогитары – хотя спустя каких-то десять лет Артур Смит со своей песней “Guitar Boogie” попадет в чарты ТОП-10 США и познакомит американскую нацию с огромным потенциалом электрогитары как инструмента.

Эталонное же кантри-звучание появится лишь в середине 50-х, когда на смену предпочитаемому нэшвилльскими кантри-музыкантами “тёплому” звуку гитар Gibson и Gretsch пришёл “крутой” звук гитар Fender.

Итоги 30-х и 40-х в кантри-музыке

Новые жанры, новые инструменты, плеяда новых исполнителей и исполнительниц – вот что принесли бурные годы между Великой депрессией и становлением Железного Занавеса. Кроме того, изменилось и само наименование кантри – если в начале периода кантри-музыку ещё продавали как “фолк” (и называли “хиллбилли” в музыкальном сообществе), то к началу пятидесятых, наконец, утвердилось твёрдо и чётко – эта музыка должна называться “кантри” или “кантри и вестерн”. Так она зовётся и поныне.