Музыка кантри в 1990-е

Музыка кантри в 1990-е

Девяностые принесли с собой много перемен. Распадаются государства и образуются новые нации, вспыхивают и затихают войны, горит Белый дом в Москве, американцы воюют в Ираке… Словом, неспокойное время. В музыкальной среде тоже происходят решительные перемены.

В тупик заходят все ведущие направления предыдущего десятилетия – диско, хэви-метал, хард-рок. Стремительно развивается и не менее стремительно затухает со смертью Курта Кобейна гранж. Один за другим отправляются в иной мир деятели гангста-рэпа. Затишье лишь в кантри-музыке. Аж до наступления нового миллениума сложно выделить какие-то значительные события, в кантри-течении почти ничего не происходит.

Расширение радиовещания музыки кантри

Одним из наиболее значимых явлений конца восьмидесятых-начала девяностых стало распространение FM-радио. Новый диапазон вещания открыл широкие перспективы для радиостанций, транслирующих кантри. Сельские AM-станции, преимущественно вещавшие кантри, либо переключились в формат “classic country”, либо мигрировали в FM-диапазон, охватив не только сельские, но и городские районы США. Переходу способствовали также рост популярности “разговорных радио”, приблизительно в то же время захвативших первенство на AM-волнах и частичный переход многих сельских поп-радиостанций на кантри-формат.

Создание поджанра “New country”

С увеличением числа кантри-радиостанций, вещающих в FM-диапазоне, выросло и количество слушателей – и, соответственно, увеличился интерес продюсеров. Создание продукта, доступного ещё более широкой аудитории (как в лучшие времена Нэшвилл-саунда и кантриполитана) стало первоочередной задачей.

Продюсерам серьёзно облегчили жизнь свеженаметившиеся в рок-музыке тенденции к более шумному и менее мелодичному звучанию – в результате некоторым удалось создать поджанр “new country” на основе традиционной вестерн-музыки, вобравшей в себя черты сатерн-рока (Lynyrd Skynyrd, Charlie Daniels Band). Получившийся коктейль вышел слишком “электронным” для кантри, слишком мелодичным для рока. Перегибы вообще были характерны для той эпохи.

Начало мировой экспансии кантри-музыки

Несмотря на определённую известность по всему миру (Канада, Австралия, Польша, Индия, СССР), до 1990-х музыка кантри являлась внутриамериканским явлением. Но успех таких артистов, как Билли Рэй Сайрус (Billy Ray Cyrus), Клинт Блэк (Clint Black), Алан Джексон (Alan Jackson), Трэвис Тритт (Travis Tritt), Джордж Стрейт (George Strait), Тоби Кит (Toby Keith), Шэнайя Туэйн (Shania Twain), Риба МакИнтайр (Reba McEntire), Пэтти Лавлесс (Patty Loveless), Мартина МакБрайд (Martina McBride) и, в первую очередь, Гарт Брукс (Garth Brooks) отразился не только в продажах дисков в США (113 миллионов проданных копий у одного только Брукса), но и в появлении большого числа фанатов кантри по всему миру – и никогда ранее музыканты этого направления не совершали такого количества мировых турне!

Лайн-дэнс и его влияние на музыку кантри

Ну а самым любопытным явлением, повлиявшим на музыку кантри 1990-х, оказались танцы. А именно – вестерн лайн-дэнс, традиционная кантри-хореография, происходящая от фольсклорных танцев первых поселенцев. Первые современные лайн-дэнсы появились уже в восьмидесятые, но бешеную популярность им принёс хит Билли Рэя Сайруса “Achy Breaky Heart” 1992 года, после которого странными телодвижениями заинтересовался массовый слушатель:

С появлением танцевального хита “Swamp Thang” (созданного хореографом Максом Перри для песни “Swamp Thing” группы The Grid), кантри-движения стали проникать и в другие стили музыки:

Специально под лайн-дэнс начали писать так много музыки кантри, что даже Чет Аткинс (Chet Atkins) признал его влияние на стиль: “Музыка кантри стала довольно дерьмовой, честно говоря. Всё из-за чертового лайн-дэнса”.

Итоги десятилетия в кантри-музыке

Застойные явления в таком популярном направлении, как кантри, не могли продолжаться долго. В девяностые вырождение поп-кантри стало очевидным, несмотря на рост мировой популярности стиля; лайн-дэнс влияния, управлявшие кантри в начале девяностых, уже к 1999 году практически сошли на нет и даже лайн-дэнс хореографы признавали, что хорошее кантри перестали писать. Для грядущих в новом тысячелетии изменений была подготовлена хорошая почва.