
Бейкерсфилд-саунд (Bakersfield sound)
Сложно представить, какая смелость требуется, чтобы первым бросить вызов доминирующему конкуренту, за которого миллиарды долларов, внимание публики, лучшие специалисты и оборудование. Как низка вероятность победы? А хотя бы выживания? Так и Бейкерсфилд-саунд, первое из направлений-конкурентов Нэшвилл-саунда, по всем признакам ожидала незавидная участь. Однако этот поджанр музыки кантри не только выстоял, но и обогатил её хитами, исполнителями и новыми направлениями, развившимися на его основе.
Бейкерсфилд-саунд: история
Бейкерсфилд-саунд впервые услышали посетители хонки-тонк баров и зрители местных телесетей городка Бейкерсфилд, Калифорния. В этот сельскохозяйственный городок к 1950-м переехало множество переселенцев из пострадавших от Великой засухи южных и юго-западных штатов США – Оклахомы, Техаса, Арканзаса, Кентукки и других. Новые мелодии ярко контрастировали на фоне “изысканного”, струнного Нэшвилл-саунда, основываясь на усовершенствованном хонки-тонк звучании Хэнка Ульимса.
Визитной карточкой молодого Бейкерсфилд-саунда становятся электронные инструменты, бэк-бит и заимствованные из рок-н-ролла элементы. В его звучании проявляются также отчетливые влияния музыки вестерн (в частности, Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers)) и вестерн-свинга Боба Уиллса (Bob Wills) – направлений, поглощённых или подавленных Нэшвилл-саундом.
Со временем Бейкерсфилд-саунд набирает силу и выходит за пределы кабацкой сцены, когда в 1954 году Бад Хоббс (Bud Hobbs), Бак Оуэнс (Buck Owens), Билл Вудз (Bill Woods), Оскар Уиттингтон (Oscar Whittington) и Джелли Сандерс (Jelly Sanders) записывают “Louisiana Swing” – первую официальную запись Бейкерсфилд-саунда:
Бейкерсфилд-саунд: эпоха Бака Оуэнса (Buck Owens and The Buckaroos)

Из всех музыкантов, сотворивших первую в историию Бейкерсфилд-саунд запись, именно Баку Оуэнсу удастся продвинуть направление на новые высоты. Вместе со своим ансамблем “Buck Owens and the Buckaroos” (две гитары Fender Telecaster, барабан и стил-гитара), Оуэнс позаимствует многие фишки из других стилей и установит неписанное правило Бейкерсфилд-саунд музыканта – играть и в студии, и на концерте на одних инструментах, не завися от технологических возможностей той или иной студии.
Этот подход во многом роднит Бака Оуэнса с ведущими исполнителями вестерн-свинга, также считавшимися “бунтарями” в те времена и тоже использовавшими гитары Fender Telecaster – которые и были специально для них в своё время разработаны. И всё же, несмотря на интересные музыкальные находки Оуэнса, Бейкерсфилд-саунд оставался под мощным прессингом Нэшвилл-саунда. До начала 1960-х “Buck Owens and the Buckaroos” вообще оставался едва ли не единственным заметным ансамблем, игравшим в этом стиле. Для выживания направления жизненно-необходимым было появление новой звезды – и, желательно, не одной.
Бейкерсфилд-саунд: от Бака Оуэнса до наших дней
И это, разумеется, произошло. Шестидесятые принесли в Бейкерсфилд-саунд легенду аутло – самого Мерла Хаггарда (Merle Haggard), который со своей группой “Merle Haggard and the Strangers” очень быстро получил признание как второй величайший исполнитель “оригинального Бейкерсфилд-саунда” в истории направления.
Кроме того, в 1960-70-е немало композиций в этом стиле записали популярнейшие фолк-рок, сатерн-рок и кантри-рок группы. Среди них: “The Grateful Dead”, “Creedence Clearwater Revival”, “The Byrds”, “The Flying Burrito Brothers”, “The Beatles”, “The Rolling Stones” – весь цвет тогдашней рок-сцены!
Тогда же в движении начали появляться и заметные женщины-исполнительницы. Сьюзан Рэй (Susan Raye) выпускает хит за хитом, рвёт чарты, поёт дуэтом и играет с самим Баком Оуэнсом. Кэй Адамс (Kay Adams) и Рози Флорес (Rosie Flores) следуют за ней и тоже получают признание публики, хотя, надо признать, и не такое бурное.
Новые имена появлялись и в последующие десятилетия: Марти Стюарт (Marty Stuart), группы “Hillman and The Desert Rose Band”, “Highway 101” присоединились к движению в 1980-90е, когда Бейкерсфилд-саунд находился в небольшом упадке. Их творчество позволило направлению успешно пережить сложные времена и вновь возродиться в новом тысячелетии. Двухтысячные же стали новым периодом расцвета – очередную волну слушательского интереса оседлали “старики” Ред Симпсон (Red Simpson), Ферлин Хаски (Ferlin Husky) и Томми Хэйз (Tommy Hays), молодые кантри-звёзды Дуайт Йокам (Dwight Yoakam), Брэд Пейсли (Brad Paisley) и многие другие.
Установившееся на Бейкерсфилд-саунд сцене разнообразие позволяет надеяться, что в рамках этого стиля мы ещё услышим не один хит – а значит, смысл интересоваться этим направлением музыки кантри определённо есть.