Alabama - кантри-рок легенды

Кантри-рок музыка (Country rock)

История не знает сослагательного наклонения, но всё же трудно представить, что было бы с музыкой кантри сейчас, не случись в конце 1950-х эпохи рок-н-ролла. Слишком многие жанры были так или иначе порождены им – Бейкерсфилд-саунд, кантриполитан, фолк-возрождение и, конечно, кантри-рок. Сформировавшийся благодаря усилиям рок-музыкантов конца 1960-х-начала 1970-х, этот кроссовер-стиль является прямым потомком рок-н-ролла и рокабилли, кантри-поджанра с сильными влияниями ритм-н-блюза.

Кантри-рок: становление

Первые признаки кантри-влияний в рок-музыке проявились в записях первой половины шестидесятых, в частности в хитах The Beatles “”I’ll Cry Instead”, “Baby’s in Black” and “I Don’t Want to Spoil the Party”, “I’ll Cry Instead”, “Baby’s in Black” 1964 года, записи The Rolling Stones “High and Dry” 1966-го года, и песнях “Go and Say Goodbye” фолк-группы Buffalo Springfield 1966 года и “Kind Woman” 1968-го:

Наметившиеся в том же году в рок-движении тенденции к психоделии подвинули некоторых исполнителей в сторону более традиционной музыки. Движение возглавил Боб Дилан (Bob Dylan), записавший в Нэшвилле альбом “Blonde on Blonde” с сильным влияним кантри. Последующие альбомы “John Wesley Harding” 1967-го года и “Nashville Skyline” 1969-го содержали ещё больше элементов кантри и рассматривались уже как попытка создать поджанр “кантри-фолк” – тем более, что многие фолк-музыканты последовали тем же творческим путём.

Развить же идеи Дилана удалось двум калифорнийским командам. Первая, The Byrds, в 1967 году с приходом Грэма Парсонса (Gram Parsons) начавшая эксперименты с кантри (в основном добавляя стил-гитару в роковые мелодии), выпустила “Safe at Home” – один из первых кантри-рок альбомов, а годом позже и квинтэссенцию раннего кантри-рока “Sweetheart of the Rodeo”, ставший наиболее успешным из экспериментов Парсонса по смешению кантри, рока, блюза и джаза в едином звучании. The Byrds ещё некоторое время придерживались этого направления; покинувшие группу экс-“птицы” Грэм Парсонс и Крис Хиллмен (Chris Hillman) образовали команду “The Flying Burrito Brothers” и, записав альбомы The Gilded Palace of Sin 1969-го года и Burrito Deluxe 1970-го, окончательно утвердили кантри-рок в качестве полноценного и популярного жанра.

Зарождающуюся волну поддержала и ещё одна калифорнийская банда, The Grateful Dead, которая пришла к экспериментам с кантри-роком в начале семидесятых и выпустила альбомы Workingman’s Dead и фолк-блюграсс-вестерн кроссовер-пластинку American Beauty.

Кантри-рок на пике популярности

Талант и креативность калифорнийской волны гарантировала кантри-року интерес слушателей, и по мере распространения записей по США популярность направления стремительно росла, достигнув пика в начале 1970-х. Труды Дилана, Парсонса и других ранних кантри-рокеров не пропали даром. В Калифорнии образовалась богатая на таланты кантри-рок сцена, сложившаяся из местных кантри-рок команд (“Hearts and Flowers”, “Poco”, “New Riders of the Purple Sage”), перебежчиков из фолк-рок течения (“The Beau Brummels”, “The Nitty Gritty Dirtу Band”), кантри-исполнителей (“The Everly Brothers”, Рикки Нельсон (Ricky Nelson), “The Dillards”) и рокеров (Джон Фогерти (John Fogerty) из “Creedence Clearwater Revival”, Майк Несмит (Mike Nesmith) из “The Monkees”, Нил Янг (Neil Young)).

В середине 1970-х бывшие музыканты Рикки Нельсона, Линды Ронстадт, “The Flying Burrito Brothers” и “Poco” сформировали The Eagles – команду, выпустившую два лидирующих альбома направления – “Desperado” (1973) и “Hotel California” (1976), а также “Their Greatest Hits 1971—1975” – самый продаваемый альбом в истории США . Самый известный хит группы, “Hotel California” с одноименного альбома, принес ей 2 Grammy, мировую популярность, 49 место в историческом чарте “500 лучших песен всех времен” жунрала “The Rolling Stone” и почётное первое в моём личном хит-параде “задолбавшие мелодии всех времен и народов“.

Примерно тогда же кантри-рок сцена начинает формироваться и за пределами Калифорнии. В Огайо образуется группа “Pure Prairie League”, пять раз подряд попавшая со своими синглами в чарты ТОП40 и записавшая выдающиеся альбомы (“Bustin’ Out” 1972-го получает признание не только публики, но и критиков – маститый Ричард Фосс (Richard Foss), например, описывал альбом как “несравнимый с другими в рамках кантри-рока”; и “Two Lane Highway”, описанный журналом “Rolling Stone” как “сравнимый по значению со ”Sweetheart Of The Rodeo” The Byrds”).

Кроме того, в Южной Каролине появляется The Marshall Tucker Band, завоевавшая любовь слушателей пластинками A New Life, Searchin’ for a Rainbow, Long Hard Ride и ещё десятком других, а в Алабаме – группа Alabama, большие мастера нейминга, гастрольного чеса и лучший вокально-инструментальный ансамбль 1981 года по версии Ассоциации Музыки Кантри, продоминировавший в направлении в течение всех восьмидесятых.

Кантри-рок: влияния

Помимо целой череды звёзд, творивших в рамках кантри-рока, направление оказало влияние на многочисленных исполнителей других стилей и формирование новых музыкальных направлений – southern-рока и альтернативного кантри. В результате даже после спада популярности направления в конце 1980-х, не только многие кантри-рок артисты продолжили занимать высокие места в чартах, но и представители других направлений периодически выпускать кантри-рок записи – так, например, несмотря на фамилию постаревший Нил Янг (Neil Young) периодически выпускает country-rock песни и альбомы и в ХХI веке.

Кроме того, кантри-рок является одним из основных “ингредиентов” техасской музыки кантри, позиции которой в пределах штата сегодня сильны как никогда.