Шоу Grand Ole Opry

Одно из старейших действующих эстрадных шоу и старейшая активная радиопрограмма мира. Культурное явление столетия. Инкубатор талантов. Ярмарка тщеславия. “Самая знаменитая сцена музыки кантри”. Всё это — Grand Ole Opry.

Grand Ole Opry: эпоха WSM Barn Dance

История шоу Grand Ole Opry началась в 1925 году в деловом районе Нэшвилла, Теннесси, в новехонькой радиостудии компании National Life & Accident Insurance Company. Пытаясь заработать на набирающей популярность ранней музыке кантри, владельцы предприятия организовали радиопрограмму, названную “WSM Barn Dance” и выпустили в эфир 18 октября 1925 года в немного странном формате выступления некого “Доктора Хамфри Бэйта и его олд-тайм струнного квартета” — коллектива, игравшего старую американскую фолк-музыку.

Шоу Grand Ole OpryПервый блин если и не вышел комом, то уж точно получился неидеальным, так что уже для следующего эфира (2 ноября 1925 года) менеджерам программы пришлось нанять популярного диктора и программного директора Джорджа “Судью” Хэя (George D. «Judge» Hay), одного из пионеров радиовещательного бизнеса из Чикаго. Этот опытный и дальновидный делец внес определённые изменения в программу и, сделав первой звездой эфира “WSM Barn Dance” 77-летнего фиддл-скрипача “Дядюшку” Джимми Томпсона (Uncle Jimmy Thompson), 28 ноября 1925 года перезапустил радиошоу в новом формате. Эту дата отныне будут считать днём рождения Grand Ole Opry.

А пока под вывеской “WSM Barn Dance” мистер Хэй собирает лучших кантри-групп и исполнителей того времени — Билла Монро (Bill Monroe), Анкла Дэйва Мейкона (Uncle Dave Macon) и Сида Харкридера (Sid Harkreader), Дефорда Бейли (Deford Bailey), Фиддлин Артура Смита (Fiddlin’ Arthur Smith), “The Crook Brothers” и многих другие.

Из них всех наибольшими симпатиями акулы радиовещания пользовались Анкл Дэйв Мейкон и его группа “The Fruit Jar Drinkers” — их песни в эфире появлялись последними, чтобы, по выражению Джорджа Хэя: «Каждая передача заканчивалась обалденной игрой на фиддл-скрипке”. Сам Анкл Дэйв Мейкон (Uncle Dave Macon), искусный банджист и шоумен до мозга костей, стал первой и главной звездой шоу 1920-х.

Grand Ole Opry: появление нынешнего названия

Шоу “WSM Barn Dance”, в общем-то, никто переименовывать не собирался. Словосочетание “Grand Ole Opry” (Старая Гранд-Опера) лишь волей случая прозвучало в эфире 10 декабря 1927 года в ходе словесной перепалки между Уолтером Дэмрошом (Walter Damrosch), ведущим программы NBC “Music Appreciation Hour”, выходившей в эфир непосредственно перед «WSM Barn Dance» и состоявшей из классической музыки жанра гранд-опера, и Джорджем Хэем.

Конфликт возник на ровном месте: первый в эфире язвительно прошёлся по “реализму”, характерному для WSM Barn Dance, второй в ответ очень тонко поддел оппонента, назвав свою передачу эпитетом «Grand Ole Opry” — сложнопереводимой игрой слов, суть которого можно понять лишь разложив его на составные части.

Так, “Grand Opry” — это умышленно-искажённое под произношение не особенно образованного обывателя словосочетание “Grand Opera” (гранд-опера — жанр, в котором вещало шоу Дэмроша), а “Ole” — разговорная форма слова “old” (и по совместительству намек на “old-timey” — обозначение традиционной американской музыки, наиболее близкой по звучанию кантри 1920-х). При сложении получилось нечто по смыслу близкое «классической музыки для простого народа» — что вполне подходит даже как описание кантри сегодняшнего, и совсем идеально — для описания более простого кантри 1920-х. Ничего удивительного, что остроумие Джорджа Хэя пришлось по душе аудитории его шоу, и новое название очень быстро прижилось.

Grand Ole Opry: расширение шоу

С ростом популярности Grand Ole Opry в 1933-34 годах резко увеличилось и количество фанатов, желавших лично поприсутствовать на концертах в радиостудии National Life & Accident Insurance. Компания построила студию побольше, но и это помогло ненадолго. К октябрю 1934 года недостаток места начал негативно сказываться на посещаемости, и руководство компании наконец дало добро на переезд радиопередачи сначала в здание пригородного театра Hillsboro Theatre (теперь Belcourt), а после, в 1936 году, в павильоны Dixie Tabernacle и помещения War Memorial Auditorium.

В 1939 году Grand Ole Opry становится общенациональным явлением. С этого времени и до 1956 года каждую неделю вещательная корпорация NBC Red Network будет транслировать на все Соединённые штаты часовой выпуск шоу, ведущими которого станет Рой Экафф (Roy Acuff), а после него — Ред Фоли (Red Foley). В 1943 году суперпопулярное шоу в последний раз переезжает — на сей раз в Ryman Auditorium, и этот переезд открывает новую эру в музыке кантри. В Grand Ole Opry этого времени выступают все популярные кантри-исполнители тех лет — Рой Экафф (Roy Acuff), Хэнк Уильямс (Hank Williams), Уэбб Пирс (Webb Pierce), Лефти Фрицл (Lefty Frizzell) и огромное множество других.

А 2 октября 1954 года на Grand Ole Opry состоится историческое первое и единственное выступление юного и никому ещё не известного Элвиса Пресли (Elvis Presley). Публика в зале довольно благожелательно приняла будущего “Короля Рок-н-Ролла”, зато тогдашний менеджер шоу Джим Дэнни (Jim Denny) пытался не только убедить Элвиса вернуться в Мемфис и “снова водить там грузовик”, но и взять с него слово никогда больше в Нэшвилл не возвращаться. Консервативная аудитория шоу оказалась не готова ни к вольным экспериментам по смешиванию музыки белых с мотивами цветных, ни к “вульгарным” телодвижениям, которые Пресли выделывал на сцене.

В 1955 году Grand Ole Opry впервые появляется на ТВ, когда 15 октября телекомпания ABC-TV запустила ежесубботний часовой показ концерта в штаб-квартире шоу Ryman Auditorium, выбивший из эфира ⅔ другого мегапопулярного шоу кантри-музыки Ozark Jubilee.

Grand Ole Opry: конфликты 1960-х

Новое поколение 1960-х разительно отличалось от молодёжи 1920-1950-х. В это время появления и активного распространения первых национальных контркультур (хиппи, рокеров), Grand Ole Opry остаётся оплотом консерваторов. “Волосатиков” там совершенно не привечали. Характерная история произошла, например, с The Byrds. Допущенные к выступлению (сам факт чего привел одного из тогдашних лидеров The Byrds, Грэма Парсонса (Gram Parsons), в ужас), музыканты подверглись обструкции как со стороны нэшвилльских кантри-диджеев до и после концерта, так и аудитории Opry.

Стоило “долбаным хиппи” появиться на сцене, как зал моментально разразился свистом, уханьем и обидными замечаниями. Некоторые особо отличившиеся любители музыки кантри даже подкудахтывали, выражая своё презрение взглядам, названию и внешнему виду “The Byrds”.

Grand Ole Opry: конец эпохи Ryman Auditorium и наше время

1974 год стал для Grand Ole Opry последним в стенах Ryman Auditorium. Уже в конце шестидесятых управляющая компания шоу пришла к выводу, что для эффективной работы шоу требуется более современное и просторное здание — тем более, что существующая постройка постепенно приходила в совершенно некондиционное состояние. Учитывая, что в то время шоу собирало по 3-4 тысячи человек каждую неделю (и мест для всех желающих не хватало), новое здание требовалось построить быстро. Управляющая компания WSM, Inc. задумала проект нового театра — просторного, кондиционируемого помещения, оборудованного удобной парковкой.

Был приобретен подходящий участок земли в нэшвилльском районе Pennington Bend, спроектированы само новое здание — Grand Ole Opry House, гостиница Opryland Hotel и парк развлечений Opryland USA Theme Park, причем последний открылся уже в 1972 году, тогда как театр — только в 1974-м. Впрочем, в 1997 году парк закроют, на его месте возведут торговый центр Opry Mills, а здание Grand Ole Opry House будет органично вписано в новую постройку.
С 1974 и по 1994 год шоу Grand Ole Opry будет проходить в новом театре; в 1994 году же будет реконструировано здание Ryman Auditorium, и все зимние концерты за исключением Рождественской серии переместятся в него, как дань уважения давнему “дому”.

Также в старые штаб-квартиры (Ryman, TPAC War Memorial Auditorium и другие) организаторам пришлось перенести ряд шоу 2010 года, после того, как поднявшаяся река Кумберленд затопила Grand Ole Opry House и постройке потребовался достаточно серьёзный ремонт.

В настоящее время концерты Grand Ole Opry транслируются в реальном времени на радиостанции WSM-AM каждую субботу утром, по воскресеньям в 4 утра по московскому времени и, с марта по декабрь, по средам утром. Услышать их в СНГ можно через официальный сайт радиостанции либо спутниковое радио.

30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.