Шоу Grand Ole Opry

Шоу Grand Ole Opry

Grand Ole Opry
US

Одно из старейших действующих эстрадных шоу и старейшая активная радиопрограмма мира. Культурное явление столетия. Инкубатор талантов. Ярмарка тщеславия. “Самая знаменитая сцена музыки кантри”. Всё это – Grand Ole Opry.

Grand Ole Opry: эпоха WSM Barn Dance

Шоу Grand Ole Opry

История шоу Grand Ole Opry началась в 1925 году в деловом районе Нэшвилла, Теннесси, в новехонькой радиостудии компании National Life & Accident Insurance Company. Пытаясь заработать на набирающей популярность ранней музыке кантри, владельцы предприятия организовали радиопрограмму, названную “WSM Barn Dance” и выпустили в эфир 18 октября 1925 года в немного странном формате выступления некого “Доктора Хамфри Бэйта и его олд-тайм струнного квартета” – коллектива, игравшего старую американскую фолк-музыку.

Первый блин если и не вышел комом, то уж точно получился неидеальным, так что уже для следующего эфира (2 ноября 1925 года) менеджерам программы пришлось нанять популярного диктора и программного директора Джорджа “Судью” Хэя (George D. “Judge” Hay), одного из пионеров радиовещательного бизнеса из Чикаго. Этот опытный и дальновидный делец внес определённые изменения в программу и, сделав первой звездой эфира “WSM Barn Dance” 77-летнего фиддл-скрипача “Дядюшку” Джимми Томпсона (Uncle Jimmy Thompson), 28 ноября 1925 года перезапустил радиошоу в новом формате. Эту дата отныне будут считать днём рождения Grand Ole Opry.

А пока под вывеской “WSM Barn Dance” мистер Хэй собирает лучших кантри-групп и исполнителей того времени – Билла Монро (Bill Monroe), Анкла Дэйва Мейкона (Uncle Dave Macon) и Сида Харкридера (Sid Harkreader), Дефорда Бейли (Deford Bailey), Фиддлин Артура Смита (Fiddlin’ Arthur Smith), “The Crook Brothers” и многих другие.

Из них всех наибольшими симпатиями акулы радиовещания пользовались Анкл Дэйв Мейкон и его группа “The Fruit Jar Drinkers” – их песни в эфире появлялись последними, чтобы, по выражению Джорджа Хэя: “Каждая передача заканчивалась обалденной игрой на фиддл-скрипке”. Сам Анкл Дэйв Мейкон (Uncle Dave Macon), искусный банджист и шоумен до мозга костей, стал первой и главной звездой шоу 1920-х.

Grand Ole Opry: появление нынешнего названия

Шоу Grand Ole Opry - вид на сцену из глубины Ryman Auditorium
Шоу Grand Ole Opry – вид на сцену из глубины Ryman Auditorium

Шоу “WSM Barn Dance”, в общем-то, никто переименовывать не собирался. Словосочетание “Grand Ole Opry” (Старая Гранд-Опера) лишь волей случая прозвучало в эфире 10 декабря 1927 года в ходе словесной перепалки между Уолтером Дэмрошом (Walter Damrosch), ведущим программы NBC “Music Appreciation Hour”, выходившей в эфир непосредственно перед “WSM Barn Dance” и состоявшей из классической музыки жанра гранд-опера, и Джорджем Хэем.

Конфликт возник на ровном месте: первый в эфире язвительно прошёлся по “реализму”, характерному для WSM Barn Dance, второй в ответ очень тонко поддел оппонента, назвав свою передачу эпитетом “Grand Ole Opry” – сложнопереводимой игрой слов, суть которого можно понять лишь разложив его на составные части.

Так, “Grand Opry” – это умышленно-искажённое под произношение не особенно образованного обывателя словосочетание “Grand Opera” (гранд-опера – жанр, в котором вещало шоу Дэмроша) , а “Ole” – разговорная форма слова “old” (и по совместительству намек на “old-timey” – обозначение традиционной американской музыки, наиболее близкой по звучанию кантри 1920-х). При сложении получилось нечто по смыслу близкое “классической музыки для простого народа” – что вполне подходит даже как описание кантри сегодняшнего, и совсем идеально – для описания более простого кантри 1920-х. Ничего удивительного, что остроумие Джорджа Хэя пришлось по душе аудитории его шоу, и новое название очень быстро прижилось.

Grand Ole Opry: расширение шоу

С ростом популярности Grand Ole Opry в 1933-34 годах резко увеличилось и количество фанатов, желавших лично поприсутствовать на концертах в радиостудии National Life & Accident Insurance. Компания построила студию побольше, но и это помогло ненадолго. К октябрю 1934 года недостаток места начал негативно сказываться на посещаемости, и руководство компании наконец дало добро на переезд радиопередачи сначала в здание пригородного театра Hillsboro Theatre (теперь Belcourt), а после, в 1936 году, в павильоны Dixie Tabernacle и помещения War Memorial Auditorium.

В 1939 году Grand Ole Opry становится общенациональным явлением. С этого времени и до 1956 года каждую неделю вещательная корпорация NBC Red Network будет транслировать на все Соединённые штаты часовой выпуск шоу, ведущими которого станет Рой Экафф (Roy Acuff), а после него – Ред Фоли (Red Foley). В 1943 году суперпопулярное шоу в последний раз переезжает – на сей раз в Ryman Auditorium, и этот переезд открывает новую эру в музыке кантри. В Grand Ole Opry этого времени выступают все популярные кантри-исполнители тех лет – Рой Экафф (Roy Acuff), Хэнк Уильямс (Hank Williams), Уэбб Пирс (Webb Pierce), Лефти Фрицл (Lefty Frizzell) и огромное множество других.


А 2 октября 1954 года на Grand Ole Opry состоится историческое первое и единственное выступление юного и никому ещё не известного Элвиса Пресли (Elvis Presley). Публика в зале довольно благожелательно приняла будущего “Короля Рок-н-Ролла”, зато тогдашний менеджер шоу Джим Дэнни (Jim Denny) пытался не только убедить Элвиса вернуться в Мемфис и “снова водить там грузовик”, но и взять с него слово никогда больше в Нэшвилл не возвращаться. Консервативная аудитория шоу оказалась не готова ни к вольным экспериментам по смешиванию музыки белых с мотивами цветных, ни к “вульгарным” телодвижениям, которые Пресли выделывал на сцене.

The Circle - сердце шоу Grand Ole Opry
The Circle – сердце шоу Grand Ole Opry

 

В 1955 году Grand Ole Opry впервые появляется на ТВ, когда 15 октября телекомпания ABC-TV запустила ежесубботний часовой показ концерта в штаб-квартире шоу Ryman Auditorium, выбивший из эфира ⅔ другого мегапопулярного шоу кантри-музыки Ozark Jubilee.

Grand Ole Opry: конфликты 1960-х

Новое поколение 1960-х разительно отличалось от молодёжи 1920-1950-х. В это время появления и активного распространения первых национальных контркультур (хиппи, рокеров), Grand Ole Opry остаётся оплотом консерваторов. “Волосатиков” там совершенно не привечали. Характерная история произошла, например, с The Byrds. Допущенные к выступлению (сам факт чего привел одного из тогдашних лидеров The Byrds, Грэма Парсонса (Gram Parsons), в ужас), музыканты подверглись обструкции как со стороны нэшвилльских кантри-диджеев до и после концерта, так и аудитории Opry.

Стоило “долбаным хиппи” появиться на сцене, как зал моментально разразился свистом, уханьем и обидными замечаниями. Некоторые особо отличившиеся любители музыки кантри даже подкудахтывали, выражая своё презрение взглядам, названию и внешнему виду “The Byrds”.

Grand Ole Opry: конец эпохи Ryman Auditorium и наше время

Литл Джимми Диккенс (Little Jimmie Dickens) на шоу Grand Ole Opry
Литл Джимми Диккенс (Little Jimmie Dickens) на шоу Grand Ole Opry

1974 год стал для Grand Ole Opry последним в стенах Ryman Auditorium. Уже в конце шестидесятых управляющая компания шоу пришла к выводу, что для эффективной работы шоу требуется более современное и просторное здание – тем более, что существующая постройка постепенно приходила в совершенно некондиционное состояние. Учитывая, что в то время шоу собирало по 3-4 тысячи человек каждую неделю (и мест для всех желающих не хватало), новое здание требовалось построить быстро. Управляющая компания WSM, Inc. задумала проект нового театра – просторного, кондиционируемого помещения, оборудованного удобной парковкой.

Был приобретен подходящий участок земли в нэшвилльском районе Pennington Bend, спроектированы само новое здание – Grand Ole Opry House, гостиница Opryland Hotel и парк развлечений Opryland USA Theme Park, причем последний открылся уже в 1972 году, тогда как театр – только в 1974-м. Впрочем, в 1997 году парк закроют, на его месте возведут торговый центр Opry Mills, а здание Grand Ole Opry House будет органично вписано в новую постройку.
С 1974 и по 1994 год шоу Grand Ole Opry будет проходить в новом театре; в 1994 году же будет реконструировано здание Ryman Auditorium, и все зимние концерты за исключением Рождественской серии переместятся в него, как дань уважения давнему “дому”.

Также в старые штаб-квартиры (Ryman, TPAC War Memorial Auditorium и другие) организаторам пришлось перенести ряд шоу 2010 года, после того, как поднявшаяся река Кумберленд затопила Grand Ole Opry House и постройке потребовался достаточно серьёзный ремонт.

В настоящее время концерты Grand Ole Opry транслируются в реальном времени на радиостанции WSM-AM каждую субботу утром, по воскресеньям в 4 утра по московскому времени и, с марта по декабрь, по средам утром. Услышать их в СНГ можно через официальный сайт радиостанции либо спутниковое радио.