Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson)

Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson)

Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson)
Outlaw country
Певец, сонграйтер
US
DOB: 06/22/1936

Мир музыки кантри знает великое множество талантливых авторов – музыкантов, поэтов, продюсеров. Однако лишь очень немногие из них могут похвастаться успехами и в написании песен, и в их исполнении, и в снабжении хитами других музыкантов, и в кинематографе. Одним из таких мегауспешных артистов кантри является Кристоффер “Крис” Кристофферсон – пожалуй, талантливейший из нынеживущих сонграйтеров, по совместительству – музыкант и актёр.

Детство и начало карьеры

Крис Кристофферсон появился на свет 22 июня далекого 1936 года в Браунсвилле, штат Техас, в семье потомственных военных: отец был высокопоставленным офицером ВВС США, а дед, иммигрировавший в Штаты из Швеции, служил в вооруженных силах Швеции. Разумеется, старшие родственники изо всех сил подталкивали юного Кристофферсона к военной карьере. Несмотря на давление со стороны отца и деда, Крис Кристофферсон неплохо учился и уже в старших классах школы выделялся незаурядными писательскими способностями. Благодаря им ему удалось поступить в университет и заработать приглашение на учёбу в знаменитый Оксфорд.

Там, в Британии, Крис Кристофферсон начал писать песни – причём настолько удачно, что обзавёлся собственным менеджером. Им стал Ларри Парнс, пытавшийся рекламировать молодого поэта как “Янки в Оксфорде”. Сам Крис Кристофферсон не был против и надеялся, что вырученные деньги помогут ему стать серьёзным романистом. К сожалению, начинание не было успешным. Выпустившись из универсистета в 1960-м году, Крис Кристофферсон женился и вернулся в США. Ему хотелось пробиться в сонграйтерскую индустрию Нэшвилла, бывшего тогда центром поп-кантри, но все попытки оказались тщетны – и обращение к знаменитой кантри-поэтессе Мэриджон Уилкин, и встреча с самим Сэмом Филлипсом из Sun Records.

Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson)

Пришлось Крису Кристофферсону наконец уступить давлению родственников и вступить в ряды ВВС США. Неудавшийся романист получил чин капитана и место пилота вертолёта в западногерманском контингенте ВС США. Пребывание в Европе благотворно подейстовало на Кристофферсона: ещё находясь на службе, он перезапустил карьеру певца и сонграйтера и даже сумел сколотить собственный ансамбль. В 1965 году вертолётчику-певцу предложили занять место преподавателя английского языка в знаменитой военной академии Уэст-Поинт. Однако Кристофферсон предпочёл покинуть армию, переключившись на развитие карьеры сонграйтера и музыканта. Это решение разрушило связи музыканта с семьёй, болезненно воспринявшей демобилизацию как “предательство идеалов”.

Крис Кристофферсон: через тернии к славе

Перезагрузка карьеры в Нэшвилле не стала для молодого “дембеля” лёгкой задачкой. Столица музыки кантри никогда не была особо приветливой к новичкам, а Крису Кристофферсону досталось от неё по полной. В конце концов болезнь сына, развод, безуспешные попытки пробиться на сонграйтерский олимп вынудили его стать уборщиком в нэшвилльской студии Columbia Records. Шаг вниз оказался удачным. Надраивая полы в студии звукозаписи, Кристофферсон познакомился с уже довольно известным тогда Джонни Кэшем (который взял в работу несколько песен Криса, но потом решил всё же не использовать их), а также имел редчайшую возможность увидеть в деле самого Боба Дилана.

Работу уборщика Крис Кристофферсон совмещает с регулярными полётами в качестве коммерческого вертолётчика, обслуживая нефтяные промыслы Луизианы. Впоследствии сам сонграйтер вспоминал: “Одну неделю пытался продавать свои песни в Нэшвилле, а на следующей сидел на вертолётной площадке где-нибудь в южной Луизиане и писал новые хиты”. Так появились, в частности, “Help Me Make It Through the Night” и “Bobby McGee” – пожалуй, самые выдающиеся песни из всех вышедших из-под пера Криса.

В 1966 году настойчивость Кристофферсона наконец оправдала себя: Дэйв Дадли выпустил первый успешный сингл “Viet Nam Blues”. За этим успехом последовало подписание контракта со студией Epic Records, выход удачных синглов нескольких известных кантри-певцов – Роя Драски, Билли Уокера (“From the Bottle to the Bottom”), Джерри Ли Льюиса (“Once More with Feeling”), Фэрона Янга (“Your Time’s Comin’”), Роджера Миллера (“Me and Bobby McGee”). Крис Кристофферсон также впервые выступил как самостоятельный музыкант на фолк-фестивале в Ньюпорте.

Последнее произошло благодаря помощи Джонни Кэша, которого Кристофферсон сумел сильно впечатлить, неожиданно посадив свой вертолёт прямо на его заднем дворе и торжественно вручив Кэшу несколько своих песен. Впрочем, позже Крис утверждал, что самого Джонни не было дома в момент этой исторической посадки. Последовал целый ряд успехов: подписание с Monument Records и выход дебютного альбома Kristofferson (1970-й год), очередные успешные синглы (For the Good Times Рэя Прайса, The Taker Вэйлона Дженнингса, Come Sundown Бобби Бэа, Sunday Morning Coming Down Джонни Кэша и другие, причем первый и последний хиты выигрывали звание “Песни года 1970” Академии Кантри-Музыки и Ассоциации Музыки Кантри соответственно, единственный раз за всю историю).

 

В 1971 году тенденция продолжилась: Дженис Джоплин, с которой Крис Кристофферсон встречался некоторое время, посмертно добралась до вершин чартов с собственной версией “Me and Bobby McGee”. Также больших успехов достигли Рэй Прайс (“I’d Rather Be Sorry”); Бобби Бэа (“Please Don’t Tell Me How the Story Ends”); Джерри Ли Льюис (“Me and Bobby McGee”) и другие, а сам Крис Кристофферсон выпустил второй и третий сольные альбомы – “Я и среброязыкий дьявол” (The Silver Tongued Devil and I), “Border lord”, а также сыграл в картине культового режиссёра Денниса Хоппера (“Беспечный ездок”, “Бунтарь без причины”, “Гигант” и другие) “Последний фильм”. Год также принёс певцу и сонграйтеру давно заслуженные им номинации на Грэмми, причём одна песня – “Help Me Make It Through the Night” – принесла в итоге статуэтку “Лучшая кантри-композиция года”. Такие успехи 1971 года не смогли испортить даже плохие продажи четвёртого сольного альбома певца – Jesus Was a Capricorn.

Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson)

Середина карьеры: из певцов в актёры

С 1972 года Крис Кристофферсон концентрируется на игре в кино, появившись во множестве фильмов известных режиссёров, в том числе: “Влюбленный Блум” Пола Мазурски, “Пэт Гэрретт и Билли Кид”, “Конвой” и «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пекинпа, “Алиса здесь больше не живёт” Мартина Скорсезе и многих других, включая суперблокбастер “Блейд” 1998 года. Отметим, что Крис Кристофферсон снимался в кино на протяжении всей карьеры, в нескольких фильмах появившись в кадре вместе с другими звёздами кантри: Джонни Кэшем в картине “Последние дни Фрэнка и Джесси Джеймса” 1986 года; Долли Партон в “Весёлом шуме” 2012 года; Вилли Нельсоном в “Жизнь в мотеле” и “Ангелы поют” 2013 года.

Что же касается карьеры музыканта, то и в ней Крис Кристофферсон неплохо преуспевал на протяжении всех семидесятых-восьмидесятых. Брак с Ритой Кулидж (1973 год) принёс не только альбом “Full Moon” 1973 года, но и несколько Грэмми, а также синглов-топчартеров. Однако с 1974 года Крис Кристофферсон больше работает для других, нежели выступает сам, и многие артисты добиваются успехов, исполняя его песни (например, Вилли Нельсон с целым альбомом записей Кристофферсона “Sings Kristoffersson” – платиновым №5 Всеамериканского кантри-чарта).

Поздняя карьера: от The Highwaymen до наших дней

Крис Кристофферсон (Kris Kristoffersson) в наши дни

С начала 1980-х музыкальная карьера Криса Кристофферсона в большей степени концентрируется вокруг сотрудничества с другими звездами кантри. Так, в 1982 году музыкант выпускает (в соавторстве с Вилли Нельсоном, Долли Партон и Брендой Ли) двойной альбом The Winning Hand, содержащий ремастеринги лучших записей музыкантов за 1960-е. Сотрудничество Нельсона и Кристофферсона продолжилось в фильме “Сонграйтер” (Songwriter), саундтрек которого был весьма популярен в кантри-кругах. Именно этот успех побудил двух выдающихся музыкантов (к которым присоединились также звёзды аутло-кантри Вэйлон Дженнингс и Джонни Кэш) сформировать супергруппу The Highwaymen.

Уже первый альбом нового коллектива, Highwayman (1985 год) стал очень успешным. Благодаря этому заслуженные звёзды решили продолжить выступления в формате супергруппы, выступая вживую и
выдавая один за другим успешные альбомы (Highwayman 2, 1990 и The Road Goes On Forever, 1995).

С того времени и по наши дни собственная сольная карьера Криса Кристофферсона особенно не продвигается: зачисленный в Зал Славы Сонграйтеров и Зал Славы Кантри-Музыки артист снимается в блокбастерах вроде “Блейда”, “Блейда 2” и “Планеты обезьян” Тима Бёртона, выпускает относительно успешные сольные альбомы (The Austin Sessions, 1999 и Broken Freedom Song, 2003), а также выступает с другими артистами на многочисленных кантри-фестивалях.