Лоретта Линн (Loretta Lynn)

Лоретта Линн (Loretta Lynn)

Лоретта Линн (Loretta Lynn)
Поп-кантри
Певица
US
DOB: 04/14/1932

Музыка кантри всегда была мужской территорией, начиная с первых поселенцев Аппалачей и Великих равнин, и заканчивая второй половиной двадцатого века. Нет, женщины, разумеется, в кантри тоже были. Представительницу прекрасного пола можно было встретить и в двадцатые, и в тридцатые, и в составе вестерн-свинг бэнда, и у ржавого микрофона задрипанного хонки-тонк бара… Но насколько же мало их было, и насколько сильно они уступали в известности певцам-мужчинам! Потребовались десятилетия для того, чтобы на всеамериканской кантри-эстраде появились первые исполнительницы – и Лоретта Линн (Loretta Lynn), безусловно, входит в эту почетную группу пионерок жанра.

Лоретта Линн: ранние годы

Лоретта Уэбб (Линн – фамилия по мужу), вторая из восьми детей Мелвина Уэбба (Melvin Webb) и Клары Рэми (Clara Ramey), родилась и выросла в Бутчер-Холлоу, небольшом шахтёрском поселении в штате Кентукки. В нежные 14 лет выйдя замуж за самогонщика Оливера Линна, Лоретта быстро забеременела и покинула родительское гнездо, переехав с мужем в штат Вашингтон. Казалось, судьба уготовила ей жизнь простой домохозяйки, обреченной на вечную стирку-уборку-готовку, но на деле всё вышло иначе. Именно муж стал тем, кто вдохновил Лоретту Линн на карьеру в музыке кантри и сделал всё ради успеха супруги.

Ведь это он на 6-ю годовщину свадьбы преподнес жене её первую гитару, которую та освоила самостоятельно, без учителей и чужой помощи. Это он убедил её впервые выйти на сцену Delta Grange Hall с песнями собственного сочинения. Это благодаря его поддержке и настойчивости Лоретта Линн оказалась на судьбоносном конкурсе талантов легендарного исполнителя Бейкерсфилд-саунда Бака Оуэнса (Buck Owens) в Такоме, Вашингтон, где её, одну из немногих женщин в музыке кантри того времени, заметил продюсер Норм Бёрли (Norm Burley) из компании Zero Records.

Лоретта Линн: первые успехи в кантри

Фестиваль в Такоме принёс Лоретте Линн не только сугубо нематериальное одобрение, но и первый в её жизни официальный контракт – Дон Грэши (Don Grashey), президент Zero Records, наслушавшись хвалебных отзывов Норма Бёрли, назначил для молодой исполнительницы кантри сейшн в голливудской студии компании United Western Recorders. В ходе него певица записала четыре ранних хита: “I’m A Honky Tonk Girl”, “Whispering Sea” (вошедшие в первый релиз), а также “Heartache Meet Mister Blues” и “New Rainbow”:

Вскоре записи появляются на прилавках музыкальных магазинов, продюсер Грэши проталкивает их в эфир радиостанции KFOX в Лонг Бич, Калифорния, а Лоретта Линн отправляется в масштабное турне по США. Массированное продвижение дало плоды – к моменту, когда в концертном графике певицы и её команды показался Нэшвилл, хит “I’m A Honky Tonk Girl” успел забраться на 14 строчку, наведя изрядного шороху в местных кантри-кругах. Молодая исполнительница сполна воспользовалась удачным моментом, достигнув при посредничестве паблишинговой компании братьев Уилбёрнов (Wilburn Brothers), выгодно купивших у неё права на все будущие работы, соглашения с одной из самых известных нэшвилльских звукозаписывающих компаний – Decca Records.

Стремительный взлёт не остался без внимания публики и критиков. Уже в ноябре 1960 года Лоретта Линн стала обладательницей собственного фан-клуба, влиятельный Billboard называл её в числе пяти наиболее перспективных исполнительниц кантри года, а знаменитое шоу Grand Ole Opry открыло перед ней свои двери. Лишь три женщины – Пэтси Клайн(Patsy Cline), Скитер Дэвис (Skeeter Davis) и Джин Шеппард (Jean Shepard), – сумели к тому моменту сделать себе имя в музыке кантри. Приглашение на Grand Ole Opry стало очевидным свидетельством того, что Лоретта Линн уже очень скоро присоединится к этой группе.

Лоретта Линн (Loretta Lynn)

Тем более, что у певицы наконец вышел первый сингл с Decca Records – “Success” (1962), причем, вполне в соответствии с названием, стартовал в чартах с высокого шестого места и стал первым из целой череды синглов-хитов, выпущенных Лореттой Линн (на тот момент строго придерживавшейся хонки-тонк традиций) в 1960-е: “Before I’m Over You”(1964 год, максимальное 4 место кантри-чарта), “Wine, Women, and Song” (1964, почетное третье место), “Mr. and Mrs. Used to Be” (дуэт с Эрнестом Таббом (Ernest Tubb) конца 1964 года и лид-сингл совместного альбома того же года), “Happy Birthday”, “Blue Kentucky Girl” и “The Home You’re Tearing Down” (1965 год, все три вошли в ТОП10).

В 1965 году у певицы выходят успешные альбомы “Songs from My Heart” и “Blue Kentucky Girl”, отразившие небольшие изменения в звучании. В следующих релизах 1966 года Лоретта Линн слегка отходит от жёсткости хонки-тонка в сторону более разнообразного и мелодичного звука, а также склоняется в текстах в смелый на то врем феминизм, ранее неизвестный в кантри-среде. Выходит и первый суперхит певицы, “You Ain’t Woman Enough” – первая и единственная в то время песня, написанная женщиной и возглавившая кантри-чарт:

 

Лоретта Линн: новые успехи

Следующий 1967 год становится настоящей вехой в карьере Лоретты Линн. Во-первых, она повторяет успех хита “You Ain’t Woman Enough” 1966 года с “Don’t Come Home A’ Drinkin’ (With Lovin’ on Your Mind)” и превосходит его, когда сингл впервые для женщин в музыке кантри расходится полумилионным тиражом.

Вскоре певица закрепляет успех ещё двумя релизами – “Fist City” (титульный трек которого занимает первую строчку кантри хит-парада, а сингл “What Kind of a Girl (Do You Think I Am)” входит в ТОП10) и “Your Squaw Is on the Warpath” (два трека в ТОП5):

Лоретта Линн хорошо освоила технологию разрывания чартов эксплуатирующими тему “все мужики козлы” песенками, и в 1969 году пополняет свою копилку хитов синглами “Woman of the World (Leave My World Alone)” (очередной №1 кантри хит-парада), “To Make a Man (Feel Like a Man)” и “You Ain’t Woman Enough (To Take My Man)” – посвящённая сопернице самой певицы, песня сразу становится суперхитом и сегодня входит в состав большинства сборников лучших сочинений певицы.

1970-е начинаются для исполнительницы на мажорной ноте. В первый же год нового десятилетия Лоретта Линн выпускает очередной суперхит и топ-чартер “Coal Miner’s Daughter” в составе одноименного альбома, ставшего в итоге пятижды платиновым и вдохновившего певицу на написание автобиографии-бестселлера в 1976 году. Линн продолжает выпускать синглы-хиты на всём протяжении 1970-75 годов, и, с неоднозначным Rated X (1973), “Love Is the Foundation” (1974, лид-сингл одноименного альбома) и, особенно, “The Pill” – хитом 1975 года о медикаментозном аборте, делает себе имя как сонграйтера, не знающего тематических ограничений и берущегося писать на самые злободневные женские темы, невзирая на общественное мнение и возможные конфликты.

Лоретта Линн (Loretta Lynn)

Лоретта Линн и Конвэй Твитти (Conway Twitty)

Один из самых знаменитых творческих союзов музыки кантри сложился тоже в семидесятые – точнее, в 1971 году, когда Лоретта Линн и Конвэй Твитти впервые спели дуэтом. Уже к 1975 году их сотрудничество породит целую вереницу хитов и топ-чартеров: “After the Fire Is Gone” и “Lead Me On” 1971-го года, причем первая же песня принесёт дуэту Грэмми; “Louisiana Woman, Mississippi Man” 1973-го, в двухтысячных вошедшая в саундтрек суперпопулярной игры GTA: San Andreas и таким образом родившаяся для публики заново; “As Soon as I Hang Up the Phone” и “Feelings'” 1974-го года:

Эти и другие хиты принесут Лоретте Линн и Конвэю Твитти под два десятка наград CMA, ACM, AMA и сделают их дуэт наиболее успешным в истории музыки кантри. Сама же Лоретта Линн по совокупности заслуг в семидесятых будет названа Академией Музыки Кантри “Исполнителем десятилетия” и станет первой и единственной женщиной, добившейся такой чести.

Лоретта Линн: восьмидесятые

Первым значительным событием для Лореттты Линн стала состоявшаяся 5 марта 1980 года премьера фильма “Coal Miner’s Daughter”, собравшего 7 номинаций на “Оскар” (из которых 1 обернулась победой) и превратившего певицу из звезды кантри в живую легенду американской культуры. Исполнительница, впрочем, почивать на лаврах не торопилась, выпуская альбом за альбомом и хит за хитом, став к 1982 году единственной женщиной с багажом из 50 синглов-топчаттеров Вот последний из ТОП10-синглов восьмидесятых, “I Lie”:

Последующие релизы уже не могли и близко похвастаться сходными результатами – с 1985 года Лоретта Линн в основном производила качественные синглы и альбомы уровня ТОП20 кантри-чарта, не забиравшиеся выше. Это в конце концов приведет к тому, что на какое-то время исполнительница и вовсе бросит писать песни, посвятив себя гастролям и стараясь на живых выступлениях оправдывать почетное звание Артистки Из Зала Славы Кантри Музыки, полученное ей в признание заслуг за без малого три десятилетия на сцене в 1988 году.

Лоретта Линн: поздний этап карьеры

Если считать, что для Лоретты Линн восьмидесятые годы не особенно задались, то девяностые просто должны были стать и вовсе черным временем для стареющей суперзвезды. Однако реальность оказалась иной. Уже в 1993 году Лоретта Линн выпустила первый за долгое время удачный альбом – “Honky Tonk Angels”, записанный вместе с Долли Партон (Dolly Parton) и Тэмми Уайнэтт (Tammy Wynette) и, впервые с 1982 года, добравшийся до ТОП10 кантри-чарта Billboard.

К сожалению, радость от удачного релиза была омрачена смертями давнего партнёра и друга Лоретты Линн Конвэя Твитти, скончавшегося в 1993 году, и мужа Оливера Линна, умершего в 1996-м. В 1998 году певицу постигнет и ещё один удар – смерть близкой коллеги по цеху Тэмми Уайнэтт. Эта череда печальных событий надолго выбила исполнительницу из колеи – следующий альбом “Still Country” вышел лишь в 2000 году. Зато сразу с успехом – “Country In My Genes”, единственный за десять лет сингл, попал в чарты и сделал Лоретту Линн единственной кантри-певицей, попадавшей в чарты 50 лет подряд.

Вообще, 200-е оказались на удивление хорошим временем для стареющей суперзвезды. В 2002 году она повторяет успех в писательском деле с новой автобиографией “Still Woman Enough”, вторым бестселлером в библиографии Линн как автора, а в 2004-м, несмотря на преклонный возраст, Лоретте Линн удаётся выпустить неожиданно-успешный альбом “Van Lear Rose” – не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с Джеком Уайтом (Jack White), гитаристом и бэк-вокалистом The White Stripes. Его присутствие привлекло к творчеству Линн внимание представителей молодого поколения, и альбом получил неплохие отзывы даже в рок-прессе. Также релиз принёс певице последнюю статуэтку Grammy в номинации “Лучший кантри-альбом” и стал последней студийной работой исполнительницы.

Лоретта Линн (Loretta Lynn)

Зато компиляции, трибьюты и кавер-версии песен Лоретты Линн выходят и после 2004 года. Так, в конце 2010 Sony Music выпустила “Coal Miner’s Daughter: A Tribute to Loretta Lynn” – компиляцию из лучших хитов певицы за последние 50 лет, спетых современными звездами кантри – Рибой Макинтайр (Reba McEntire), Фэй Хилл (Faith Hill), Кэрри Андервуд (Carrie Underwood), Мирандой Ламберт (Miranda Lambert) и Шерил Кроу (Sheryl Crow), причем совместная запись Линн с двумя последними, “Coal Miner’s Daughter”, сумела прорваться в чарт и сделала Линн единственной, чьи песни попадали в чарты в течение 60 лет подряд.