D.A.C. - эпатажный артист техасского кантри

Техасская музыка кантри (Texas country)

История музыки кантри неразрывно связана с несколькими регионами США. Аппалачам она обязана блюграссом и хиллбилли. Атланте, штат Джорджия – появлению первых кантри записей в 1920-х. Лос-Анджелесу и Бейкерсфилду, Калифорния – становлением музыки вестерн, каупанка, Бейкерсфилд-саунда и, конечно, созданием романтического образа ковбоя. Нэшвиллу, штат Теннесси – Nashville-саундом и кантриполитаном. Техасу – появлением аутло-кантри и техасской кантри-музыки.

Один из самых стремительно развивающихся жанров музыки кантри, техасское кантри родилось как фьюжн-течение, объединяющее в своём звучании мотивы традиционного кантри (что сближает его с неотрадиционалистским направлением) с бескомпромиссностью аутло, его честными и прямодушными текстами, юмором и жаром живых выступлений. Кроме того, дополнительно сближает техасское кантри и аутло одинаково плохое отношение к мейнстримовым Нэшвилл-саунду и кантриполитану, а также отсутствие каких-либо расовых или географических ограничений – как аутло мог стать любой, так и техасское кантри может играть и выходец из Кентукки (Крис Найт (Chris Knight)), Алабамы (Адам Худ (Adam Hood)), и коренной техасец.

Техасская музыка кантри: история

Предпосылки к формированию регионального направления музыки кантри проявились ещё во времена становления кантри “вне закона”. Во-первых, почти все отцы-основатели outlaw-движения – Вэйлон Дженнингс (Waylon Jennings), Вилли Нельсон (Willie Nelson) и Дэвид Аллан Коу (David Allan Coe) – были техасцами.

Во-вторых, именно они одними из первых покинули Нэшвилл и переместились со своими выступлениями в Остин, Хьюстон и другие города Техаса.

В-третьих, их пример вдохновил целый ряд других исполнителей, в том числе Таунза Ван Зандта (Townes Van Zandt), Криса Кристофферсона (Kris Kristofferson), Гая Кларка (Guy Clark), Джерри Джеффа Уокера (Jerry Jeff Walker), Стива Янга (Steve Young) последовать их примеру.

Дэвид Аллан Коу - эпатажный артист, работающий в жанрах "outlaw country" и "техасское кантри"
Культовый аутло Дэвид Аллан Коу – типичный техасский кантри-музыкант

Так к концу 1970-х в Техасе обосновались все лучшие исполнители кантри “вне закона”, а, соответственно, сформировались и уникальные условия для творчества и экспериментов.
Примерно в то же время в этот штат проникает и “Red Dirt” – локальный оклахомский поджанр аутло. Музыка ведущих исполнителей направления-”пришельца” (Джейсона Болланда (Jason Boland), Майка МакКлюра (Mike McClure), Стони ЛаРю (Stoney LaRue) и других) придётся по душе местным музыкантам, и позаимствованные из неё элементы органично вольются в местные мелодии. На основе этого “союза” и сформируется новое направление – техасская музыка кантри.

К девяностым годам ХХ века в нём появляются и собственные имена, не ассоциирущиеся с другими стилями музыки кантри. Роберт Эрл Кин (Robert Earl Keen) входит в историю с альбомом “No. 2 Live Dinner” 1996 года и последовавшим синглом “The Road Goes On Forever” – “гимном техасского кантри”, тепло принятым критиками и перепетым огромным множеством техасских музыкантов, не исключая супергруппы The Highwaymen (Вэйлон Дженнингс, Вилли Нельсон, Крис Кристофферсон, Джонни Кэш):

Но полноценным звёздным часом техасской музыки кантри стало начало нового тысячелетия. Впервые это направление начало оказывать заметное влияние на мейнстримовые стили. Сделавшие себе на техасской сцене имя Кори Морроу (Cory Morrow), Пэт Грин (Pat Green), Джек Ингрэм (Jack Ingram) объединили техасское кантри с более попсовым звучанием в духе Гарта Брукса (Garth Brooks) и Шэнайи Туэйн (Shania Twain) – и признание публики не заставило себя ждать. Закономерным следствием стали и взлёты продаж, топовые места в чартах, Грэмми и награды Ассоциации Музыки Кантри.

Техасская музыка кантри: инструментовка, вокал, тексты

Техасская музыка кантри: инструментовка

Хотя нельзя сказать, что в техасской кантри-музыке соблюдение традиций сколь-либо безусловно, доминирующим инструментом всё же является акустическая гитара. Электрогитара и стил-гитара также достаточно распространены и входят в стандартный “тур-комплект” наряду с ударными и перкуссией. А вот фиддл-скрипка, баритон-гитара, банджо, губная гармошка и фортепиано, популярные в других стилях кантри, в техасском подвиде остаются преимущественно-студийными интрументами, используемыми для записи, но не для концерта.

Техасская музыка кантри: вокал

Техасская музыка кантри, как и породивший её стиль outlaw country, являются преимущественно “мужскими” – и, несмотря на то, что какой-либо единой традиции в отношении вокала в техасской музыке не существует, за эталон обычно принимают манеру исполнения крупнейших местных кантри-музыкантов – Вэйлона Дженнингса, Вилли Нельсона и Дэвида Аллана Коу. Проникновение женщин в течение началось лишь недавно, но рискнувшие вклиниться в “маскулинную” среду исполнительницы вроде Брилен Энджел (Breelan Angel), Кристен Сойер (Christen Sawyer), Эрики Перри (Erica Perry) и других сумели составить достойную конкуреннцию певцам-мужчинам.

 

Техасская музыка кантри: тексты

Безусловно, содержание песен – основа техасской музыки кантри. Как говорил Вэйлон Дженнингс: “Ваша музыка может зайти так далеко, как смогут зайти слова”. Для направления нет каких-либо стилистических либо тематических ограничений, но всё же реализм – основа лирики техасского кантри. В текстах сложно найти “героического ковбоя”, зато предостаточно красочных описаний жизни “среднестатистического человека”, сложностей, встающих у него на пути и конфликтов, живущих в его душе. В них мало (есть ли вообще?) напыщенных сравнений и слащавости – зато немалое внимание уделяется красоте Техаса, влиянию его природы на дух местных обитателей. Песни техасского кантри – это отражение времени и места, в которых они пишутся, беспристрастный взгляд исполнителя на окружающую его действительность.