Бак Оуэнс (Buck Owens) - детство, юность, карьера, последние годы
Музыка в стиле кантри богата на талантливых артистов. Однако лишь немногие из сотен популярных исполнителей сумели оставить в ней по-настоящему заметный след, став пионерами новых поджанров и изобретателями целых стилей кантри. Одним из таких певцов был Элвис Эдгар “Бак” Оуэнс, отец-основатель направления Бейкерсфилд-саунд.
Детство, юность и ранняя карьера.
Будущая суперзвезда кантри появился на свет 12 августа 1929 года на ферме своего отца, Элвиса-старшего, расположенной неподалеку от городка Шерман в штате Техас. Его память там чтут и сегодня: проходящая через городок часть федерального 82-го шоссе названа Buck Owens Freeway. Сельская местность, где проходило детство певца, оставила отпечаток на всю его жизнь.
“Бак – так звали ослика, принадлежащего семейству Оуэнс, – напишет впоследствии биограф певца Рич Кендзле. – Элвису-младшему было всего три или четыре года, когда он заявил родителям, что его следует называть так же”. Тех это предложение вполне устроило: с той поры до самой смерти Элвис Эдгар Оуэнс будет известен только и исключительно как Бак Оуэнс.
Вскоре после этого Великая депрессия и Пыльный котёл сорвали Оуэнсов с насиженного места, и семья перебралась в город Меса, штат Аризона. Уже в соседнем штате отец приобрёл для молодого Бака старенькое пианино, на котором тот учился играть в свободное от учёбы и работы время. Вдобавок, Оуэнс-младший прикупил себе радио – слушать Боба Уиллса и Роя Экаффа. Желание же самому стать артистом пришло к юноше в 16 лет. В то время Бак Оуэнс уже неплохо играл на гитаре и мандолине, и вместе с первой своей группой давал концерты на местном радио KTYL. Вскоре после этого исполнитель женился, у него родились сыновья… Казалось, что жизнь налаживалась. Однако постепенно к Оуэнсу пришло понимание: будущего в Месе у него нет. Выход, впрочем, не заставил себя ждать. Молодая семья перебралась в Калифорнию, где её глава работал на радио, водил грузовик и выступал на сейшнах вместе с восходящими звёздами музыки кантри Вандой Джексон, Теннесси Эрни Фордом, Джином Винсентом, Сонни Джеймсом и другими. Так прошло почти 10 лет – все “гремящие” 1940-е.
Действительно значимые события начали происходить лишь в начале 1950-х. Первым из них стал, безусловно, переезд Бака Оуэнса в Бейкерсфилд, Калифорния. Этот город очень сильно запал музыканту в душу. А вторым (по времени, но никак не по важности!) стало знакомство в 1959 г. с гитаристом и фиддлером Доном Ричем, будущим “одногруппником” и близким другом певца. Вместе Оуэнс и Рич записали первую действительно успешную песню – “Second Fiddle”, забравшуюся на 24 строчку кантри-чарта. Вскоре в ТОП10 кантри-чарта попала и ещё одна их композиция – “Under Your Spell Again”.
Успех принёс Оуэнсу внимание звукозаписывающего монстра Capitol Records, и в 1960 году музыканты начали уже серьёзную работу в Бейкерсфилде.
Первые успехи Бака Оуэнса. Кульминация карьеры.
Очередная покорительница чартов вышла из-под струн Бака Оуэнса уже в апреле 1960 года – ей стала “Above and Beyond”, взявшая в кантри-сегменте бронзу. С этой песней музыкант вскоре выступил на крупном кантри-шоу Ozark Jubilee. У доминировавшего тогда поп-кантри направления наконец появился первый серьёзный конкурент. Музыка Оуэнса очень сильно отличалась от лощёного гитарного кантриполитана. Ещё бы! Ведь это была ядрёная смесь из хиллбилли, хонки-тонка и техасско-мексиканских мотивов приграничных радиостанций Техаса, услышанных музыкантом в детстве – простая и притягательная, лишённая эстрадного пафоса и оттого более понятная простому слушателю.
Всё это дало карьере Бака Оуэнса сильный толчок. Уже в 1960 году Billboard назвал его наиболее подающим надежды кантри-певцом года, а записи 1961 года с Роуз Мэддокс принесли исполнителю первые награды как участнику “лучшего вокального коллектива”. А записанный в 1963 году сингл “Act Naturally” принёс Баку Оуэнсу первый №1 кантри-чарта – и сразу на месяц! Песня была настолько популярной, что в 1965 году кавер-версию на неё записали сами великие и ужасные The Beatles. И это ещё не всё – гремучий хит перезапишут дуэтом уже пожилые Ринго Старр и Бак Оуэнс в далёком 1988 году. А ведь Дону Ричу едва удалось уговорить своего друга сделать ту судьбоносную запись песни, отчего-то не пришедшейся Оуэнсу по душе!
Последовавший в 1966 году альбом Carnegie Hall Concert влетел в топы поп-чартов и поднял ансамбль Buck Owens and The Buckaroos над “серой массой” многочисленных хонки-тонк коллективов. Король ритм-энд-блюза Рэй Чарльз даже записал кавер-версии хитов Оуэнса “Crying Time” и “Together Again”.
С этого времени и до конца шестидесятых Баку Оуэнсу и его ансамблю неизменно сопутствовал успех. На редкость удалось японское турне 1967 года (редчайшее явление для музыки в стиле кантри!), а также выступление 1968 года в Белом доме для президента США Линдона Джонсона и последовавшие за ними альбомы, записанные на основе концертного материала. 1969 год принёс Баку и его группе очередные хиты №1 кантри-чартов: “Tall Dark Stranger” и “Who’s Gonna Mow Your Grass”, а также концертник “Live in London” с премьерой кантри-рок песни “A Happening In London Town” и кавером на Johnny B. Goode Чака Берри. Также в это время достигло вершин популярности кантри-шоу Оуэнса “Hee Haw”, пережившее впоследствии 24 сезона.
Закат карьеры Бака Оуэнса. Последние годы.
Семидесятые принесли с собой нежелательные перемены. Хотя Бак Оуэнс и его команда успели отметиться серией очень удачных записей, уже в 1971 году благополучие ансамбля пошатнулось. Первой ласточкой стал уход из группы Дойла Холли – одного из лучших басистов музыки кантри и третьего вокалиста The Buckaroos. Оуэнс и Рич остались единственными из оригинального состава ансамбля, и с попаданием в топы кантри-чартов у них возникли изрядные проблемы. Собирать толпы на концертах музыкантам помогала лишь неослабевающая популярность шоу Hee Haw. Группа вроде бы даже воспряла, обретя новое звучание с приходом стил-гитариста Джерри Брайтмена…
Чёрный день 17 июля 1974 года перечеркнул всё. Дон Рич, ключевой музыкант ансамбля и ближайший друг Бака Оуэнса, не справился с управлением мотоцикла, влетел в отбойник на федеральном шоссе №1 и погиб. Трагическое событие просто подкосило Бака. Годы спустя он вспоминал: “Он был мне как брат, как сын, мой лучший друг. Я думаю, тогда я умер для музыки”. Бак Оуэнс и в самом деле покинул большую сцену, сконцентрировавшись на управлении принадлежавшими ему радиостанциями в Финиксе и Бейкерсфилде, продюссировании и звукозаписи, в том числе для таких гигантов, как Warner Bros. Records. В 1986 году Оуэнс покинул последнее, что связывало его со старыми добрыми временами – шоу Hee Haw.
В 1988 году состоялось последнее действительно значимое в карьере Бака Оуэнса событие – запись дуэта с тогда ещё молодым и подающим надежды Дуайтом Йокамом. Запись двух звёзд кантри – угасающей и восходящей – принесла им долгожданный №1 кантри-чарта, ставший для Оуэнса первым большим успехом за 16 (!) лет. Это спровоцировало волну переизданий лучших материалов Buck Owens and The Buckaroos, возникшую в начале девяностых. Музыканту даже удалось выкупить у компании Capitol права на собственные сочинения, что вполне сравнимо с похищением мяса из пасти голодной акулы.
Достойным венцом карьеры великого музыканта стал концерт-праздник по случаю семидесятилетия певца, состоявшийся в Бейкерсфилде в августе 1999 года. Оуэнсу удалось собрать всех участников The Buckaroos, кто оставался на тот момент в живых, и отыграть со старыми товарищами любимые хиты миллионов американцев.
Бак Оуэнс, отец Бейкерсфилд-саунда, умер во сне 25 марта 2006 года от инфаркта.